Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге продолжает падать спрос на офисы в деловых центрах

18 июня 2009, 14:08
Новости партнеров
Бизнес-центры Екатеринбурга перестают пользоваться популярностью

Бизнес-центры Екатеринбурга перестают пользоваться популярностью: по информации городской администрации, в них загружено от 50 до 80 процентов офисных площадей. Ситуацию можно охарактеризовать одним словом: «перестарались», пишет «Российская газета».

«В докризисный период эксперты отмечали, что дефицит качественных офисных помещений в Екатеринбурге составляет около 1,2 миллиона квадратных метров, – сообщил корреспонденту «РГ» советник министра торговли, питания и услуг Свердловской области Александр Засухин. – Эту проблему планировалось разрешить строительством до 2015 года 43 деловых центров общей площадью 2112 тысяч квадратных метров. Кризис внес в программу значительные коррективы: крупные девелоперы уже отодвинули начало мегапроектов на неопределенный срок».

Владельцам тех деловых помещений, которые под сокращение не попали, будет нелегко окупить вложения. Как рассказал Александр Засухин, спрос на офисы в бизнес-центрах снизился почти в четыре раза – по сравнению с первым полугодием прошлого года. Сроки продаж деловых квадратных метров тем временем выросли вдвое: с одного-двух месяцев до четырех-пяти.

На этом фоне ярко прослеживается еще одна тенденция – повышение предпринимательской мобильности. Арендаторы покидают помещения высококлассных бизнес-центров и выбирают варианты попроще. Это офисы класса С (непритязательные комнаты в зданиях еще советской постройки, обычно – бывших общежитиях или корпусах заводов) или аренду первых этажей жилых домов (такие помещения некоторые аналитики причисляют к классу D). Арендаторы переезжают из центра города на окраины, а спрос смещается в сторону помещений малой площади (от 15 до 50 квадратных метров). В дорогих интерьерах VIP-класса остаются редкие устойчивые к кризису компании либо те, для которых переезд равнозначен потере статуса.

Владельцам недвижимости тоже приходится несладко: помимо оттока арендаторов начались задержки с оплатой. В таких условиях приходится снижать расценки, чтобы удержать постояльцев. Как рассказала корреспонденту «РГ» пресс-секретарь заместителя главы Екатеринбурга Илона Стародубцева, практически во всех бизнес-центрах города стоимость аренды снизилась – в среднем от 10 до 25 процентов. Независимые аналитики называют еще более высокие цифры. По информации одной из крупнейших уральских консалтинговых компаний, наиболее существенные скидки в объектах класса А – в среднем 25-35 процентов. Офисы класса В подешевели на 20-25 процентов, класса С – на 15-20. Теперь аренда квадратного метра в бизнес-центре класса А стоит в среднем 1300-1850 рублей, класса В – 800-1300, а метр в офисе класса С обойдется в 500-800 рублей.

Администрации бизнес-центров применяют и другие маркетинговые ходы. Как сообщает Уральская палата недвижимости, это и «арендные каникулы», и пересмотр условий ранее заключенных договоров. Становится популярным индивидуальный подход: ценовая планка колеблется в зависимости от времени, которое компания-арендатор уже провела в бизнес-центре, тяжести положения нанимателя и его репутации.

Для тех арендаторов, чьих скромных бюджетов не хватает даже на офисы класса С, существует ряд альтернатив. Для компаний-новичков, которые действуют на рынке не больше года, подойдет бизнес-инкубатор, где офис в 30 «квадратов» стоит в первый год 12 тысяч рублей в месяц, во второй – 18, а в третий – 24. При этом действует услуга «все включено»: нанимателям не надо тратиться на охрану, уборку, аренду мебели, техники, телефонных и компьютерных сетей.

«Недавно у нас заполнились все 17 офисов, хотя многие очень долго пустовали», – отметила директор бизнес-инкубатора Алла Афонасьева.

Фирмы, у которых нет непрерывного потока клиентов, снимают небольшое помещение для регистрации юридического адреса, а сотрудники работают на дому. IT-инфраструктуру для такой дистанционной работы предлагают екатеринбургские фирмы, подсчитавшие, что при этом расходы на содержание офиса сокращаются в четыре раза. Впрочем, вполне достаточно и стандартного набора – интернет-услуг и телефонной связи. Правда, возрастает роль человеческого фактора: не каждый сотрудник сможет полноценно трудиться в халате и тапочках.