Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Экономист ВТБ Капитал по России и СНГ Александр Исаков рассказал о производстве и спросе в России

23 мая 2017, 16:13
Новости партнеров
Росстат опубликовал первые экономические показатели за апрель.

Годовые темпы роста оборота розничной торговли вновь продемонстрировали улучшение, перестав, наконец, снижаться и достигнув нуля. Это самый высокий показатель за период после 4к14. Уточненная оценка темпов роста реальных зарплат за март составила 3.2% г/г, что является самым высоким значением за еще более длительный период — с 1к14. В целом отчет свидетельствует если не о всеобъемлющем, то о достаточно широком восстановлении экономической активности. На наш взгляд, это может стать аргументом в пользу более постепенного смягчения денежно-кредитной политики.

Рынок труда демонстрирует хорошие результаты. В апреле безработица составила 5.3% (против 5.9% в апреле 2016 г.). Предварительная оценка темпов роста реальных зарплат была пересмотрена в сторону увеличения — до 3.2% (самое высокое значение за период с 1к14). Структура роста зарплат по секторам остается примерно такой же, как на протяжении всего последнего года: лидерами роста остаются торгуемые частные сектора (обрабатывающая промышленность — плюс 9.9% г/г, сельское хозяйство — плюс 10.3%), тогда как госсектор в целом показал отстающую динамику (госуправление и оборона — плюс 2.4% г/г, образование — плюс 6.9%).

Несмотря на стабильный рост зарплат, реальные располагаемые доходы снизились (на 7.6% г/г). Такие расхождения — обычное явление, и могут происходить по двум причинам: 1) разнонаправленная динамика реальных зарплат и прочих компонентов денежных доходов домохозяйств (социальные выплаты, процентный доход, доход от активов); 2) проблема подхода к оценке других компонентов располагаемого дохода. В настоящий момент зарплаты составляют 65% денежных доходов домохозяйств, тогда как на социальные выплаты и предпринимательские доходы приходится 19% и 8% соответственно. Увеличение разрыва между реальными зарплатами и располагаемыми доходами могло произойти вследствие уменьшения реальных социальных выплат и снижения темпов роста прибыли.

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами увеличился на 0.9% г/г, продовольственный сегмент остается в отрицательной зоне (−1% г/г). На текущий момент среднее домохозяйство направляет в сбережения примерно 10% своего денежного дохода, что всего на 1.0–1.5 пп больше, чем в среднем в 2011–2013 гг. Таким образом, дальнейшее повышение уверенности домохозяйств может способствовать восстановлению потребления, однако масштаб этого эффекта в данный момент ограничен.

Промпроизводство выросло на 2.3% г/г, главным образом за счет роста на 4.2% в сегменте добычи полезных ископаемых. Основной вклад в рост последнего, вероятно, внесли добыча природного газа (+10.1% г/г) и угля (+8.6%). Стоит отметить значительную разницу в масштабах этих двух секторов: доля нефтегазового сектора в добавленной стоимости добывающей отрасли составляет 85%, тогда как доля угольной промышленности — 4.9%.

Согласно первой оценке, рост объема инвестиций в основной капитал в 1к17 составил 2.3% г/г. Это согласуется и с улучшением динамики в строительной отрасли, где сокращение объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составило всего 0.4% г/г против 5.0% в предыдущем месяце.

Подробнее на сайте

pixabay.com