Все больше владельцев апартаментов ищут возможность придать этим помещениям жилой статус. Этот процесс довольно непростой и длительный, он затрагивает одновременно жилищное, гражданское и градостроительное законодательство. Реально ли изменить статус квадратных метров и какие условия для этого должны быть?
Зачем нужно переоформлять
По статистике, перевод в статус жилья актуален примерно для каждого пятого владельца апартаментов. Для чего это необходимо?
- Для постоянной регистрации. Она возможна только в жилом помещении. Если комплекс апартаментов имеет гостиничный статус, их собственник апартаментов имеет право на получение временной регистрации.
- Для возможности пользоваться социальной инфраструктурой по месту проживания (детские сады, школы, поликлиники и т.д.).
- Для сокращения коммунальных платежей. В среднем, владельцы апартаментов платят на 12% больше за водоснабжение, на 8% – за водоотведение; плата за тепло выше, чем для владельцев обычных квартир, на четверть, а электричество обходится примерно на 36% дороже.
- Для того чтобы избежать нежелательного использования подвалов, крыш, технических этажей, чердаков и прочих общедомовых помещений и площадей. У владельцев апартаментов нет права долевой собственности на общее имущество в здании. Даже для того, чтобы отгородить на лестничной площадке совместный тамбур, владельцам апартаментов необходимо выкупить эту территорию у собственника/УК.
- Для сохранения единственного жилья в случае судебных взысканий. Судебные приставы не имеют права выселить человека из квартиры, если она является единственным местом проживания. Собственника апартаментов в такой ситуации имеют право выселить.
Каким нормам должен отвечать апартамент для перевода в жилой статус
С точки зрения текущего законодательства, апартаменты – это нежилые помещения для временного размещения, а квартира — это жилое, изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания.
Существует ряд санитарных и технических правил и норм, которые обязательно учитываются при переводе помещений из нежилого фонда в жилой:
- Нормы освещенности. В жилых комнатах и в кухне естественное дневное освещение должно быть не меньше двух часов в день.
- Нормы звукоизоляции. Допустимый уровень ночного и дневного шума должны соответствовать действующим в регионе нормативам.
- Высота потолков в жилых помещениях и кухнях должны быть более 2,5 м.
Зачастую успех перевода апартаментов в квартиру зависит от того, где конкретно расположены квадратные метры:
- Самыми перспективными в этом плане являются здания, которые расположены в районах жилой застройки.
- Если апартамент находится в апарт-отеле, бизнес-центре или другом нежилом здании, смена статуса возможна лишь в случае перехода всего здания в жилой фонд.
- Помещение не может быть признано жилым, если оно находится в подвальном и цокольном этаже. Также нельзя зарегистрировать как жилое помещение, которое располагается под нежилым.
Что необходимо для этой процедуры
Для того чтобы перевести апартамент в статус квартиры, нужно собрать пакет документов:
1. Правоустанавливающие документы на помещение, которое предполагается сделать жилым.
2. Проект перевода, выполненный специализированной проектной организацией.
3. Положительные заключения уполномоченных надзорных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к обычному жилью.
4. Документы, удостоверяющие личность заявителя.
5. Заявление установленной формы.
Сдавать их необходимо через Многофункциональный центр (МФЦ). Это базовый список, в каждом конкретном случае могут потребоваться дополнительные документы.
Процесс перевода апартаментов в жилое помещение для неподготовленного человека может показаться дольно непростым и затратным. Переоформление может занять от 3 месяцев до года, а общие расходы составляют в среднем от 170 до 300 тыс. рублей. Основные затраты, как правило, связаны с изготовлением дорогостоящей проектной документации.
Если органы власти не согласовали перевод апартамента в жилой фонд, решение можно обжаловать в судебном порядке, иск следует подать в течение трёх месяцев со дня получения официального отказа.
Подробнее на сайте
pixabay.com