— С точки зрения участника финансового рынка, чем отличается нынешний кризис от предыдущих? Достигла ли российская экономика «дна», или оно еще только впереди?
— В отличие от кризиса 2008 года, который наступил лавинообразно и был этаким громом среди ясного неба, текущий кризис, напротив, является затяжной, «хронической» историей. При этом все осознают как его системную глубину, так и то, что «выздоравливать» после него придется еще долго. В то же время, наши аналитики считают, что российская экономика в самое ближайшее время должна, наконец, показать рост. Рецессия длилась шесть кварталов, став самой продолжительной за последние почти двадцать лет с 1997 г.
Последние макроданные указывают на прохождение низшей точки кризиса и разворот к росту. Мы ожидаем сохранения тренда до конца 2016 главным образом за счет с/х, добычи, обрабатывающей отрасли, транспорта и строительства жилья. В 2017 году дальнейшее замедление инфляционного давления должно повысить доступность кредитования для многих потенциальных заемщиков (включая малый и средний бизнес, а также население), что в перспективе обеспечит отскок в потребительской сфере.
Серьезных потрясений схожих, например, с концом 2014 года, в среднесрочной перспективе ждать не стоит. Резервный фонд плюс ФНБ плюс потенциал для наращивания госдолга (внутри страны и на зарубежных рынках) дают нам определенный запас по времени для сохранения относительно стабильного состояния.
— Есть ли потенциал для снижения ключевой ставки ЦБ в этом году? Каковы ваши ожидания касательно курса рубля?
— Принимая решения по ставкам, Банк России берет в расчет инфляцию, ситуацию в реальном секторе, ситуацию на валютном, сырьевом рынке, на рынке кредитования, а также основные глобальные риски. И если инфляционное давление в России снижается, а макроэкономические показатели постепенно улучшаются, то ситуация в мировой экономике, особенно на сырьевых рынках, вызывает у Центробанка закономерную тревогу и принуждает к осторожности в решениях и риторике.
На наш взгляд, при сохранении вектора на экономическое восстановление и стабилизации на рынке нефти ЦБ продолжит снижать ключевую ставку. До конца года она может быть понижена до 9,5–10%.
Относительно дальнейшей динамики курса рубля можно сказать, что она по-прежнему будет главным образом зависеть от цен на нефть. Поскольку волатильность на рынке нефти остается достаточно высокой, любая более или менее существенная просадка в нефти в любой момент может привести к резким курсовым колебаниям. В сентябре давление на рубль может дополнительно усилиться из-за того, что российским компаниям предстоит погасить более $10 млрд по внешним выплатам. Тем не менее, к концу осени мы ожидаем курсовую стоимость рубля примерно на текущих уровнях — 63–65 за доллар и 72–74 — за евро.
Подробнее на сайте