Критичным принято считать показатель удельный вес теневой экономики в 45–50%. В среднем, для развивающихся стран справедлив показатель в 30–40%, для развитых 10–25%. Удельный вес теневой экономики в мире достигает уровня в 35,5% мирового ВВП, по данным Всемирного банка.
Причин для образования крупной доли «гаражной экономики» в России несколько. Во-первых, это стремление физических лиц и компаний сэкономить на уплате налогов, а также чрезмерная бюрократизация процессов, например, при открытии бизнеса. Во-вторых, высокий уровень коррупции. В-третьих, череда экономических кризисов, когда растет безработица, а доходы снижаются — в такие периоды «серый» сегмент неизбежно увеличивается. Оценивая причины существования теневой экономики, следует учитывать широту этого понятия, включающего три основных сегмента — неформальный, криминальный и фиктивный.
Наиболее рациональным видится комплексный подход к купированию проблемы, поскольку «гаражная экономика» — явление сложное и многогранное. В ней много участников — от звезд шоу-бизнеса до бригады строителей, от репетиторов-надомников до недобросовестных банкиров.
Если применять одни только суровые запретные меры, ситуация может даже ухудшиться. Например, официальную занятость можно поднять, упростив регистрацию ИП. В каких-то случаях эффективными могут быть налоговая амнистия или другие послабления, которые бы делали целесообразным и безопасным выход «из тени». Основными драйверами для развития теневой экономики являются безработица и низкие доходы. Это значит, что помимо ужесточения законодательства государству необходимо параллельно работать над созданием условий для создания новых рабочих мест и роста уровня жизни.
Немаловажно также стимулировать рост финансовой грамотности. Например, человек, получающий зарплату в конверте, должен четко понимать, как это аукнется ему в будущем в плане пенсионного обеспечения.
Наконец, мировой опыт показывает, что для сокращения теневого сектора необходимо стимулировать наращивание доли безналичных расчетов в экономике — безналичные операции практически невозможно скрыть (если не брать в расчет криптовалюты).
Все, сказанное выше касается неформальной и фиктивной стороны явления. Борьба же с криминальным сегментом теневой экономики — это как раз тот случай, где должны применяться максимально жесткие меры.
Подробнее на сайте