— Британский индекс FTSE 100 отыграл 12% после Brexit и продолжает расти вверх, преодолевая значения до британского референдума. Значит ли это, что на фоне паники на рынке инвесторы могли заработать 12% прибыли, не продавая британские активы?
— День голосования 23 июня FTSE закончил на отметке 6338 пунктов. На следующий день индекс падал вплоть до 5800 пунктов. Заработать 12% можно было, только если не поддаться панике суметь купить около минимальным отметок в день объявления результатов. Напомним, фунт в этот день опустился до 30-тилетних минимумов. Не поддаться панике было трудно, ведь перед голосованием СМИ преимущественно «кошмарили» вариант с выходом страны из ЕС. Тем не менее, когда мировые ЦБ заявили о решимости поддержать рынки в свете неожиданного решения британцев, а глава Банка Англии, Марк Карни, объявил о возможном понижении ключевой ставки и других мерах монетарного смягчения, можно было обратить внимание на подешевевшие инструменты. Несмотря на некоторую неопределенность, рисковые активы на грядущем притоке дешевой ликвидности пошли вверх. Вот тогда, в зависимости от условий маржинальной торговли, можно было с довольно неплохим соотношением риск / прибыль заработать от 10% и выше.
— На каких еще активах инвесторы могли заработать, когда происходило восстановление после Brexit?
— Паника после итогов голосования быстро сменилась прагматичными покупками на фоне стимулирующих заявлений мировых ЦБ. Инвесторы сочли, что ФРС явно повременит со ставкой этим летом. Можно покупать рисковые активы. Самый ликвидный рынок акций – американский. Если не брать во внимание отдельные акции, на фьючерсе на индекс S&P500 можно было заработать от 7,5% и выше. В то же время, например испанский IBEX35, который сильнее прочих отреагировал на новости из Британии, до сих пор не восстановил свои позиции. В целом инвесторы опасаются кризиса в Евросоюзе, и прежде всего политического. Позиция Великобритании могла, и еще может вызвать цепную реакцию.
— Насколько быстрым и однозначным, по вашей оценке, было восстановление рынка после Brexit: можно ли будет в скором времени вообще забыть об этом факторе или же это станет больше, чем "страшилкой"?
— Нельзя сказать, что восстановление был однозначным. Об этом свидетельствует, кстати, ряд защитных инструментов: золото, йена, гособлигации различных стран. Рисков неопределенности добавила отставка Кэмерона. Но эта ситуация разрешилась буквально вчера.
Тем не менее, просадка и восстановление части финансового рынка – это лишь первая реакция на голосование по Brexit. По сути, пока нет даже ощутимых последствий решения британцев. Да в некоторых районах Британии подешевела недвижимость, да какие-то инвесторы могут воздержаться от расширения инвестиций и сотрудничества до наступления большей определенности. Но реальные, глубокие перемены, которые напрямую изменят положение дел в европейском и английском бизнесе, и косвенно в мировом, еще впереди. Речь идет о торговых и инвестиционных барьерах, договоренностях и пр. Так, что есть риск, что решение британцев 23 июня 2016 года еще долго будет аукаться обеим экономикам. Но вряд ли стоит ожидать особенного внимания со стороны СМИ. Процесс перестройки будет перманентным, продолжительным.
— Происходит ли, по вашей оценке, возврат к рисковым активам? Советуете ли вы инвесторам к ним возвращаться в данный момент?
— Да, частично возврат в рисковые активы уже произошел. Но на рынок одновременно действует несколько факторов кроме Brexit. Это и риски банковского кризиса, причем не только европейского масштаба. Это и ожидание повышения ставки ФРС. Итоги выборов в Японии также во многом определили монетарную политику властей. Ожидается новый раунд смягчения, на что, в совокупности с другими факторами, рисковые активы и реагируют в последние дни.
Подробнее на сайте