— Можно получить комментарий на тему автоследования, а также робо-эдвайзинга и опасений регулятора в связи с распространением этой финансовой услуги?
— Задача автоследования и робо-эдвайзинга — упростить доступ широкого круга инвесторов на фондовый рынок. Автоследование упрощает клиентам выход на фондовый рынок. Новому участнику фондового рынка проще побороть психологический барьер для совершения сделок с тем или иным финансовым инструментом.
Теперь давайте разделим две разные услуги:
— автоследование
— робо-эдвайзинг
В случае с автоследованием новый участник присоединяется к уже успешному трейдеру. Если на ресурсе, на котором клиент выбирает трейдера, предоставлена подробная информация о стратегии и сроке её жизни, проще сделать осознанный выбор. Шансы получить положительный результат выше.
В случае с робо-эдвайзингом выбор гораздо шире. От модельных портфелей, которые строятся автоматизированными системами и оптимизируются по волатильности суммарных портфелей, до оголтелых торговых роботов. Но смысл не меняется. Пользователь должен изучить стратегию торгового алгоритма, статистику и принять решение в соответствии со своими финансовыми целями.
На мой взгляд, опасения регулятора должны быть связаны не с автоследованием и робо-эдвайзингом, а с тем, что клиент должен делать осознанный выбор конкретного решения. В первую очередь в соответствии со своим риск-профилем. Профучастники смогут рекомендовать стратегии автоследования в соответствии с риск-профилем клиента.
— Насколько масштабна эта угроза, и правильно ли это считать угрозой?
— Это не правильно считать угрозой. Большое количество активов уже управляется автоматизированными системами. К 2020 г. объем средств под управлением автоматизированных систем вырастет до $450 млн. Герман Греф отметил уход денег от управляющих в автоматизированные системы автоследования основным трендом ближайшего будущего.
— Есть ли в автоследовании и робо-эдвайзинге риск кукловодства и манипулирования рынком, и может ли он быть ограничен самими участниками рынка без вмешательства со стороны регулятора?
— Риски есть в любом бизнесе. Вопрос в том, как их регулировать. Я считаю, что профучастникам по силам оградить своих клиентов от основных рисков, связанных с автоследованием. Профучастники могут проводить экспертизу торговых стратегий, могут ограничить список инструментов, по которым отправляются торговые сигналы, время в которое возможно совершение сделок. Например, для снижения рисков можно ограничить возможности систем автоследования работать в вечернюю торговую сессию.
— Какие негативные стороны в автоследовании есть для розничных инвесторов и для рынка в целом?
— Самое главное опасение связано с самим клиентом. Очень часто клиенты выбирают стратегии и роботов с максимальными доходностями, без оглядки на потенциальные риски или ликвидность алгоритма. Выбор любого инструмента инвестирования должен происходить в первую очередь из финансовых целей клиента — исходя из риск-профиля клиента.
— Интересно также получить экспертную точку зрения в связи с событиями 7 апреля 2016 года, когда благодаря стратегии автоследования появилась заявка на $55 млн по фьючерсу на доллар-рубль SIM6 на вечерней торговой сессии.
— Трудно сделать правильный вывод о том, что происходило и, кто был источником заявки. При правильном подходе к стратегии инвестирования, такой клиент должен выбирать не одну стратегию инвестирования, а несколько. А еще лучше, если все его средства распределяются между разными активами, а не только австоледованием или торговыми роботами.
Подробнее на сайте