— Возможен ли, учитывая всю совокупность факторов, резкий взлет цен на нефть в ближайшие месяцы?
— В текущей ситуации сложно ожидать по-настоящему мощного ралли в ценах на нефть. Не забывайте, что с минимумов январе баррель Brent уже успел показать отскок почти на 50%. Самый лучший из сценариев — это подъем к концу года в район $55–60. На что-то более существенное в текущей ситуации рассчитывать вообще не приходится. Более того, даже этот расклад выглядит маловероятным.
— Какие факторы могут обусловить этот взлет?
— Здесь есть два фактора. В качестве базовой и самой популярной причины роста нефтяных котировок называется постепенное схлопывание объема перепроизводства нефти. Снижение цен вынудило сокращать инвестиции в отрасль, производители с высокой себестоимостью и невозможностью увеличивать долг постепенно уходят с рынка. Соответственно мировые темпы роста потребления нефти растут быстрее, чем темпы увеличения добычи. При прочих равных к концу 2016 или же в 2017 году профицит на рынке может исчезнуть.
Вторая возможная причина взрывного роста — это какой-то форс-мажор, которые выбьет с рынка одного или нескольких крупных производителей (война, эмбарго, стихийные бедствия и др.). Предсказать такой сценарий не представляется возможным.
— Какой «потолок» может обнаружить нефть (сможет ли она взлететь до $89-$90 за баррель?)
— Самый лучший из сценариев — это подъем к концу года в район $55–60. На что-то более существенное в текущей ситуации рассчитывать вообще не приходится. Более того, даже этот расклад выглядит маловероятным.
— Чем может быть опасен для российской экономики резкий рост цен на нефть?
— Резкий рост цен на нефть опасен существенным укреплением рубля. Это негативно скажется на мотивации тех структур, которые пытаются в каком-либо виде идти по пути импортозамещения. Это дестимулирует поиск альтернатив импортным товарам. Объем импорта вновь начнет расти, что негативно для внутренних производителей, чья продукция вновь постепенно станет неконкурентоспособной. В целом весь проект импортозамещения за редкими исключениями и так можно считать провальным, так что это не самое худшее из того, что могло бы произойти. Ведь потенциальный рост цен на нефть — это огромный плюс для бюджетной политики и потребительского спроса.
— Может ли он полностью нейтрализовать положительный эффект, который был получен российской экономикой вследствие падения рубля?
— Непонятно, в чем мерить «положительный эффект», так что мне трудно оценить полностью или не полностью он будет нейтрализован возможным ростом нефтяных цен.
— Резкий рост цен на нефть принесет больше пользы или вреда российской экономике, по вашему мнению?
— Это дискуссионный вопрос. Есть ряд очевидных положительных моментов от роста нефти, но в то же время при текущем государственном устройстве вряд ли мы увидим смену консервативной экономической политики и переключение на режим экономического форсажа. Можно вспомнить ситуацию после 2009 года. Подъем цен на нефть спровоцировал относительно краткосрочный позитивный эффект (2–3 года), после чего российская экономика постепенно начала замедляться. При резком росте цен на сырье вероятность повторения этого расклада очень высока. Вряд ли в таком случае экономическим блоком будет проведена работа над ошибками, и мы увидим те самые «структурные реформы», о которых в последний год так много говорят.
Как мне кажется, обсуждение сценариев влияния резкого роста цен на нефть на российскую экономику, скорее всего, будет бесполезным, потому что никакого взрывного подъема нефтяных котировок в ближайшее время мы можем не увидеть.
Подробнее на сайте