Думаю, что отзыв лицензий продолжится в ближайшем будущем. Не так давно председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на заседании комитета по бюджету в Госдуме, заявила о том, что экономические сложности — «это не повод сворачивать политику оздоровления банковского сектора, наоборот, необходимо усилить надзор и его эффективность». И эта политика планомерно реализуется.
Другое дело, что отзыв лицензии у крупного банка — решение, требующее действительно веских оснований, ведь это автоматически создает сильную нагрузку на фонд АСВ. Прежде всего под отзыв лицензии попадают банки, которые не соблюдают требования законов в части ведения банковской деятельности («отмывание» и/или вывод денежных средств клиентов, способствование финансированию незаконных организаций, предоставление недостоверной отчетности Центральному Банку РФ о своей деятельности, неспособность исполнять свои обязательства перед клиентами).
В ряде случаев альтернативой отзыву лицензии может быть санация банка. Решение о санации принимается в случае, если проблемный банк является значимым для страны или региона, и самое главное, если есть возможность избежать его банкротства.
Конечная цель текущей политики мегарегулятора — усиление устойчивости банковской системы. В случае возникновения острой кризисной ситуации «слабые звенья» могут пошатнуть весь банковский рынок и резко подорвать доверие к банкам у населения. Поэтому лишение лицензии отдельных игроков в «мирное» время хоть и вызывает в ряде случаев кратковременный кризис доверия, но все же не приводит к массовым, паническим изъятиям депозитов.
В связи с вышеизложенным предполагаю, что в ближайшие 2–3 года количество банков в России может сократиться до 500 — а это количество, на наш взгляд, является оптимальным.
Подробнее на сайте