Принято считать, что факторинг используют только торговые и производственные предприятия. Однако в то время, пока страховщики разрабатывают новые продукты по страхованию, например, криохранения биоматериала пациентов, а банки решают: подходит ли лаборатория в качестве залога, Факторы уже помогают развитию биострахования и медицинской генетики в России.
Мы уже рассказывали о преимуществах применения факторинга в сфере услуг, сегодня поговорим о том, как грамотная работа с дебиторской задолженностью применяется в биофармацевтике.
— Обычно, для знакомства читателей с нашим Клиентом, мы просим кратко рассказать о компании. Думаем, что в этот раз кратко не получится — только одно название чего стоит. Институт стволовых клеток человека.
— Основные направления работы Института стволовых клеток человека — это регенеративная медицина, биострахование, медицинская генетика, генная терапия, а также биофармацевтика. Мы занимаемся разработками в области биотехнологий — это если кратко. В нашей программе «Здоровое поколение» большой объем услуг по тестированию пациентов на наличие генетических особенностей, которые могут трансформироваться в заболевания самих пациентов и их будущих детей. Клинически здоровые родители могут быть носителями тяжелого наследственного заболевания, что может привести к рождению больного ребенка. Чтобы избежать таких рисков, мы предоставляем услуги по генетическому тестированию и консультированию пар. Кроме того, можно протестировать женщину в период беременности и уже новорожденных детей.
Также у нас есть чрезвычайно популярная услуга — клеточная технология для косметологии. Она называется sprs-терапия. Эту технологию мы не предоставляем самостоятельно, только через медицинские центры, где обучаем врачей правильно проводить процедуру. Мы предоставляем услугу b2b, а конечный потребитель уже идет к нашим покупателям. Пациент обращается в клинику, а нам привозят уже взятый у него биоптат — маленький кусочек кожи из заушной области. После того, как в нашем лабораторном центре из биоптата будут выделены и специальным образом культивированы клетки кожи, специалист медицинского центра введет в организм пациента эти клетки, что приводит к «омоложению» и кожа буквально начинает светиться.
— Как же в этой отрасли может быть применим факторинг?
— Еще как применим. Факторинг мы применяем в направлении биофармацевтики. Сейчас в случае такого распространенного заболевания как ишемия нижних конечностей хирурги делают операции и научились расширять или заменять крупные сосуды. А вот возможностей по замене мелких сосудов для улучшения капиллярного кровотока у медицины пока нет. Но основная проблема как раз в том, что кровоток нарушается и в мелких сосудах. Это связано с развитием атеросклероза. Одним из тяжелых последствий такого заболевания может стать ампутация конечности. Разработанный в нашем институте генно-терапевтический препарат способствует росту новых мелких сосудов. Над этим препаратом ученые ИСКЧ работали почти 10 лет. Это первый генно-терапевтический препарат, зарегистрированный на территории России. Сейчас продажи препарата осуществляются в России, наша дальнейшая задача — пройти все необходимые процедуры с целью осуществления возможности продаж на территории других стран. Интерес к препарату очень высокий, продажа идет по договорам дистрибьюции. Но по условиям контракта мы предоставляем дистрибьютору трехмесячную отсрочку платежа. Чтобы не иметь кассовых разрывов, безусловно, нам нужен факторинг — мы получаем деньги от НФК, предоставляя дистрибьюторам необходимую отсрочку, и в то же время имеем возможность расплатиться за контрактное производство, оплатить налоги с реализации и т.п.
— Как зародилась идея обратиться к Фактору?
— У меня, как у специалиста, уже достаточно большой опыт работы в крупных холдинговых компаниях, которые, будучи более продвинутыми, используют максимум возможных финансовых инструментов. Тем не менее, когда в ИСКЧ встал вопрос привлечения заемных средств, первым делом я обратилась в банк за возможностью получения коротких денег с предоставлением банковской гарантии. Но эта процедура не до конца отрегулирована — по времени занимает чуть ли не столько же, сколько выдача обычного кредита. Средства нужны были срочно. Возможности ждать прохождения всех банковских процедур, предоставления гарантии, а потом еще получения «коротких» денег у компании не было. При отгрузке на 60 млн, мы не могли целый квартал оставаться без денег, нужно было запускать производство новой партии препарата. Было принято решение использовать факторинг — он как нельзя лучше подходит для управления денежными потоками в сложившейся ситуации. Даже учитывая процесс оформления всех необходимых документов, выплата финансирования от НФК осуществилась гораздо быстрее, чем гипотетическое прохождение всех процедур при получении кредита в банке.
— Часто конкуренты обращаются к нам за факторингом как за конкурентным преимуществом. Предоставляя отсрочку, они заручаются более выгодными условиями для своих покупателей и более комфортными условиями для привлечения новых. В Вашем же случае, факторинг — это удобный инструмент финансовой логистики, верно?
— Да, для нас это — чистая финансовая логистика, которая гарантирует, что у компании не будет кассовых разрывов.
— Есть ли у Вас практика использования других финансовых услуг? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом: что и в каких случаях удобнее и выгоднее?
— Мы используем разные способы привлечения средств. Источники определяются спецификой деятельности нашей компании — это гранты, долгосрочное коммерческое кредитование, банковские гарантии. На сегодняшний день очень радует политика Правительства и возможность использования льгот, которые нам предоставляют как малому предприятию. В ближайшее время я планирую воспользоваться возможностью, предоставляемой Правительством Москвы, по возмещению процентов, уплаченным по кредитам.
— Рассматривали ли Вы возможность использования страхования?
— Если говорить о страховании рисков нашей ответственности, например, возможность застраховать крио-хранение биоматериала пациентов, то такие переговоры нами велись. Пока соглашение не достигнуто, т.к. подобного рода продукт — новый для российских страховых компаний. Если говорить о страховании от рисков неплатежа, то с этой задачей прекрасно справляется факторинг от НФК. При подписании уведомления о выплатах на счет Фактора, дистрибьютор, в обусловленные контрактом сроки, производит выплату средств на счет НФК. В случае неисполнения дистрибьютором обязательств по оплате, урегулированием задолженности будет заниматься факторинговая компания НФК, так как долг возникает уже перед факторинговой компанией. ИСКЧ это, безусловно, удобно, т.к. с компании снят риск неплатежа — это фактически наша страховка.
— Рассказывая о других банковских услугах, Вы упомянули про скорость принятия решения. Скажите, как скоро Вас приняли в факторинге вообще и в НФК в частности?
— Так как я изначально планировала обращаться к банкам за банковской гарантией, запущенный у нас в компании механизм не сразу встраивался в схему факторинга. То есть мы сначала сделали отгрузку, а потом только пришли к Вам, а не наоборот. Тем не менее, мы очень быстро обсудили основные вопросы, нами начали активно заниматься и уже через 1,5 месяца были улажены все детали. Стоит отметить, что такая оперативность была продемонстрирована несмотря на участие в процессе переговоров третьей стороны — нашего дистрибьютора.
— Каких результатов Вы ждете от факторинга? И можно ли уже говорить об их постепенной реализации?
— Планируем подписание подобных контрактов. Мы находимся в процессе выпуска на рынок еще одного нового биофармацевтического препарата. В фармацевтическом бизнесе существует практика — сначала осуществляется поставка препарата производителем, оплата от дистрибьютора идет с отсрочкой платежа. Нам необходимо закрывать наши кассовые разрывы: нужно сегодня выплачивать зарплаты сотрудникам, оплачивать производство, налоги и т.п. Думаю, будем работать исключительно с факторингом. Это удобно всем: наши покупатели платят за отгруженный товар с удобной отсрочкой, мы получаем деньги сразу после отгрузки.
— При выборе Фактора приходилось ли объяснять — чем Вы занимаетесь, как Вы работаете, что вы хотите передавать на факторинг?
— Да, у нас в компании подходы такие, что мы никогда сразу не идем к какому-то определенному контрагенту. Сначала проводим тщательный аудит и ищем лучшее предложение. Несмотря на то, что время поджимало, были рассмотрены предложения нескольких факторинговых компаний. Выбрали мы, конечно же, лучшие для нас условия: это было предложение от НФК.
— Ольга, большое Вам спасибо за интересную беседу. Удачи Вашему наукоемкому и полезному для людей бизнесу! С нетерпением ждем выхода нового препарата и продолжения плодотворного сотрудничества.
Подробнее на сайте