Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мобильное мошенничество набирает обороты

16 августа 2010, 14:02
Новости партнеров
Аферисты ежемесячно зарабатывают до 6 млрд долларов на доверчивых россиянах.

По данным агентства Telecom Daily, объем доходов от недобросовестного ведения бизнеса рядом игроков рынка в самые удачные для них месяцы достигал 5-6 млн долларов, а годовой доход мошенников превышает 160 млн долларов. При этом обману мошенников поддался каждый пятый житель России. В Екатеринбурге жертвой аферистов стал, по меньшей мере, каждый третий. Масштабы проблемы велики, если учесть, что потенциальная целевая аудитория мошенников в России составляет 210 млн абонентов мобильной связи.

Всплеск мошенничества

Конец 2009 года характеризовался спадом интереса абонентов к премиум-услугам: россияне стали реже отправлять сообщения на короткие номера, какие бы чудеса им за это не обещали. Контент-провайдеры отмечали существенное падение трафика.

Интересно, что в России на это же время — а конкретно на ноябрь 2009 года — пришелся резкий рост мошенничества с короткими номерами. Стремительное увеличение объемов мобильного мошенничество продолжалось и в течение первого полугодия 2010 года. Так, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в январе — апреле 2010 года поступило в 3 раза больше жалоб, чем за весь 2009 год. Только в сети «МегаФон» за февраль 2010 года было зарегистрировано в 35 раз больше случаев мошенничества, чем в феврале 2009 года. А за полгода фрод-подразделениями операторы было отработано более 2500 жалоб абонентов на использование premium-номеров в мошеннических целях.

Рейтинг мошеннических схем

Ранее как правоохранительные органы, так и операторы связи неохотно рассказывали о схемах и конкретных методиках, опасаясь, что дадут недобросовестным «чтецам» таких статей руководство к действию. Сегодня политика и тех и других кардинально поменялась.

Сергей Хренов, начальник Департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «МегаФон»:
— Если еще год назад 95 из 100 фактов мошенничества были направлены против оператора связи, то сейчас большинство из них устремлены на наших абонентов. И здесь знание играет совершенно другую роль. Знающий абонент — это наш союзник. У нас изменился подход в общении с прессой: сегодня мы готовы говорить об этой теме.

Схемы, с помощью которых мошенники выманивают деньги у владельцев сотовых телефонов, весьма разнообразны. Все начинается с банального «мама, брось мне денег» и заканчивается со специально-разработанными компьютерными программами. Однако все их можно классифицировать.

Сервис без сервиса

Под прикрытием «уникальных новейших технологий» абонентам предлагается то «чтение чужих sms», то «определение местоположения нужного абонента», то программа-сканер, позволяющая «раздевать» окружающих с помощью телефона, то чудо-музыку, которая действует лучше, чем виагра. И все это — за несколько отправленных sms. Схема весьма топорна, но и она находит своих жертв. Метод борьбы — исключительно здравый смысл. Сюда же можно отнести и сообщения с оповещением о направленной для вас открытке. Для её просмотра необходимо отправить sms. За sms вам придётся вложить до 300 рублей, а вот открытку получите вряд ли.

Просьбы

Вариантов текста может быть много. Например, «Мам, у меня проблемы. Срочно положи 300 руб. на номер .... Дома все объясню». Могут быть и романтические варианты: «Привет, любименький мой человечек! Я сейчас на вокзале. Мне прохожий дал телефон написать тебе смс, у меня на счете минус, не могу позвонить, мой номер +791.... Положи мне немножко для звонка тебе. Люблю». Злоумышленники, четко зная психологию, сознательно давят на «больные места» избегают имен, стараясь заменить их ласковыми, но безличными словами («любимый», «дорогая», «мамочка», «друг» и т. п.). По информации Управления «К» МВД РФ, таким видом мошенничества чаще всего занимаются лица, находящиеся в местах лишения свободы.

Выигрыш

Пожалуй, наиболее «древний» виды мошенничества, который перекочевал из эпистолярного жанра, когда сообщения о «выигрыше» приходили по почте. Для получения желанного приза по-прежнему нужно перечислить n-ую сумму денег, разве что теперь деньги переводят не на банковский счет, а на счет абонента. В результате подобных махинаций можно лишиться нескольких тысяч рублей.

Сообщения «оператора»

В последнее время набирает популярность схема, при которой жертвам «от имени Оператора» отправляются уведомления об изменении тарифного плана или о блокировке номера. Далее следует предложение узнать подробности, отправив sms на «бесплатный» короткий номер. Ещё большим доверием пользуются звонки «техподдержки Оператора». Например, с сообщением о возникшей проблеме с Вашим телефонным номером, предложением принять участие в тестировании новой услуги или изменить тарифный план на более выгодный для Вас. При этом Вас попросят купить карты экспресс-оплаты на 200 — 400 у. е. и активировать их с помощью того же любезно перезвонившего позже «представителя техподдержки». Во всех подобных случаях лучше самостоятельно связаться со справочной службой оператора.

Звонок из банка

В одном из вариантов абоненту в sms сообщают об отказе в предоставлении кредита. А спустя месяц человеку начинают поступать звонки автоматического оповещения с уведомлением задолженности по кредиту, указывается и телефонный номер, по которому держатель карты может уточнить необходимую информацию. При звонке якобы «менеджер банка» уточняет все аспекты ситуации, записывает паспортные данные, уточняет, не терялся ли паспорт, а затем для ускорения проверки просит продиктовать полные реквизиты выданных другими банками карт. С такой информацией на руках мошенник может позариться и на ваши денежки, сохраненные в банке. Также недавно крупные банки столкнулись с тем, что их клиентам рассылались sms с информацией о блокировке / окончании срока действия карты, изменения PIN-кода и так далее. Мошенники, как правило, просили перезвонить на номер мобильного телефона, с которого было отправлено сообщение.

Специально для безработных

Если вы в поисках работы оставили свои координаты на публичных рекрутинговых сайтах, то вполне вероятно однажды можете получить sms с уведомлением о заинтересовавшейся Вашим резюме компании. Желающие продать или сдать в аренду жилье, также оставившие свои координаты на общедоступных сайтах, рискуют получить аналогичное sms с предложением узнать контакты потенциальных покупателей или квартиросъемщиков. В обоих случаях злоумышленники предлагают узнать подробности предложения, отправив sms на один из коротких номеров. Операторы напоминают, что обычно ни арендаторы, ни компании так не поступают.

Блокираторы и псевдоантивирусы

Самым «безобидным» вариантом являются порнобаннеры. Не закрывающийся баннер требует для своего удаления «выкуп» — отправку sms на короткий номер. Сообщение для избавления от компрометирующего элемента, как правило, обходится в несколько сотен. Самостоятельно баннер удаляется лишь через 30 дней назойливого мелькания на мониторе жертвы. Более серьезной проблемой стали блокираторы — вирусы, которые частично или полностью парализуют работу компьютера, а для разблокировки требуют отправки sms. Есть и другая сторона — мошенники великодушно предлагают избавиться от вирусов на вашем компьютере. Схема такова: на мониторе появляется окно с сообщением, что на компьютере обнаружены вредоносные программы. Здесь же предлагается отправить sms и оплатить установку программного обеспечения-«пустышки».

Борьба с аферистами

Основная причина резкого всплеска мобильного мошенничества в России — появление нового простого способа анонимного получения денежных средств посредством sms. Альтернативные формы приема платежей (банковские переводы, платежные карты, WebMoney, ЯндексДеньги и т. п.) не являются для мошенников столь же удобными и безопасными.

Большие опасения вызывает у операторов и тот факт, что недавно один из операторов связи предоставил возможность быстро обналичить деньги со счета абонента.

Евгений Варывдин, начальник службы по гарантированию доходов и управлению фродом, Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— Сегодня мошенник, увы, не опасается быть пойманным и наказанным. Почему нет уголовных дел? Если вы потеряли 10 тысяч рублей — вы пойдете судиться, но если вы потеряли 300 рублей — вряд ли вы пойдете в суд. Мошенники действуют в рамках психологии и многого не просят.

По сути, сегодня нет лиц, заинтересованных в том, чтобы мошенники понесли уголовное наказание. Операторы заинтересованы в лояльности абонентов — а потому информируют их о способах мошенничества и возвращают средства, ушедшие в карман аферистов. Абоненты заинтересованы в том, чтобы вернуть свои кровные рубли, а потому после получения компенсации от оператора, успокаиваются. А упоминания конкретных уголовных или административных дел — единичны.

Евгений Варывдин, начальник службы по гарантированию доходов и управлению фродом, Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— Ключевая политика оператора — информирование абонентов — не отправляйте sms-сообщения, не перезванивайте на незнакомые номера, узнавайте о стоимости звонков и sms. Мы со своей стороны мониторим мошенническую активность и сообщаем об этом контент-провайдерам. А с теми игроками, которые пытаются достигнуть выручки сомнительными способами, после нескольких предупреждений разрываются отношения. Кроме того, оператор оперативно взаимодействует с МВД, ФСБ и Роскомнадзором по пресечению действий мошенников.

Пока наиболее заинтересованной стороной в борьбе с мошенниками остаются сотовые операторы. Это подтверждает как активная кампания по информированию абонентов, так и ужесточение требований к контент-провайдерам, ввод жестких штрафных санкций за сервисы, используемые в мобильных аферах, удержание вознаграждений за мошеннический трафик и блокировка мошеннических номеров. При этом сегодня проблема мобильного мошенничества в России выходит далеко за рамки мобильной связи: значительная часть аферистов уже переместилась в интернет, а связь использует лишь как проводник.