Сотрудники Минэкономразвития разделили потраченные вне конкурентных процедур средства на две группы. Контракты на 267 млрд руб. заключены без проведения торгов, например с естественными монополиями или поставщиками оборонной продукции. А 289 млрд руб. планировалось потратить на торгах, но те не состоялись: либо была подана только одна заявка, либо все участники кроме одного были отсеяны чиновниками за несоблюдение условий тендера. Распределенные таким образом деньги почти сравнялись с суммой, законтрактованной с победителями состоявшихся торгов, — 297 млрд руб. Причем средняя сумма контракта, заключенного в результате несостоявшихся торгов (6,9 млн руб.), в полтора раза выше, чем на состоявшихся.
Эксперты Высшей школы экономики на основе данных Росстата подсчитали, что в 2006 г. (первый год действия закона о госзакупках) объем госзакупок на торгах втрое превышал госзаказ, размещенный у единственного поставщика. Но в 2008 г. эти показатели сравнялись, а за первые три квартала 2009 г. закупки у единственного поставщика обогнали конкурентные.
В этом году консолидированный госзаказ превысит 5 трлн руб. Если тренд I квартала сохранится, то более 3 трлн руб. будет размещено без конкуренции. Цифры по I кварталу примерно соответствуют данным за 2009 г.: около 30% средств потрачено на закупку у единственного поставщика, примерно 20% распределено по несостоявшимся процедурам, еще до 10% пришлось на запросы котировок и закупку по счетам-фактурам.
По словам экспертов, ситуация с несостоявшимися торгами вызвана тем, что чиновники наработали схемы проведения «кабинетных» аукционов с отсеиванием неугодных поставщиков, а поставщики сговариваются и делят контракты, чтобы получить их по максимальной цене. Тенденция стала очевидной еще в 2008 г., поэтому министерство предложило перевести аукционы на электронные площадки. На них соблюдается конфиденциальность поставщиков, а благодаря их количеству сложнее провести тендер, на который будет подана только одна нужная заявка.
Как следует из доклада Минэкономразвития, больше всего в I квартале согласовывали закупки у единственного поставщика или проведение закрытых торгов силовики: от Минобороны поступило 1096 запросов (22% всего объема), от ФСБ — 362. По словам чиновника Минобороны, контрактов с единственными поставщиками у Минобороны больше половины, причем по НИОКР — больше двух третей.
Проблема в том, что процедура аукциона не подходит для закупки многих товаров, а заказчик хочет быть уверен в том, что ему поставят то, что надо: нужно сместить акцент в законе с процедурных вопросов на нужды заказчика. Закон оставляет возможность закупки у единственного поставщика, в итоге многие этим пользуются, чтобы не остаться совсем без поставок.