Рост на 40%
Рынок мобильных телефонов в России и на Урале в 1 полугодии 2010 года показал весьма существенный рост. По экспертным оценкам, за первые шесть месяцев количество проданных в Уральском федеральном округе телефонов выросло более, чем на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На Урале было реализовано около 1400 аппаратов (оценка МТС). Хотя реальная цифра может оказаться даже выше подсчетов экспертов: так только в центрах мобильной связи «Связной» Уральского федерального округа в первом полугодии 2010 года было продано 407 тысяч телефонов. Розничная сеть МТС за первое полугодие реализовала в УрФО 155 000 тысяч трубок (по оценкам 66.ru, исходя из озвученной игроком доли рынка). «МегаФон» озвучивает цифру в 35 тысяч мобильных аппаратов. Стоит отметить, что в России за аналогичный период количество проданных телефонов выросло лишь на четверть (около 24%) и составило 14,4 млн аппаратов.
Кирилл Шибанов, управляющий уральским филиалом «Евросети»: — В первом полугодии этого года было продано около 1 млн 400 тысяч аппаратов, что на 40% больше аналогичного показателя 2009 года. Несмотря на заметный рост рынка по сравнению с 2009 годом, отставание от показателей продаж 1 полугодия 2008 года составляет 15%. Мы ожидаем, что рост рынка будет продолжаться, особенно активно во втором полугодии 2010 года. |
Рынок мобильных телефонов в Уральском федеральном округе эксперты оценивают в 6,9 млрд. рублей, а в России — 63,9 млрд. рублей (данные на первое полугодие).
Уральский рынок мобильных телефонов, шт., 2кв. 2009 – 2 кв. 2010*
Не дороже пяти тысяч
Стоит отметить, что при лавинообразном росте продаж сотовых телефонов, постоянно снижается средняя рыночная цена мобильных. Так, если в структуре продаж телефонов розничной сети МТС на Урале во втором квартале доля продаж мобильных телефонов стоимостью до 1499 рублей составляла 34,6%, то в 2010 году доля таких телефонов возросла до 41,8%. А вот доля телефонов, стоимость которых колеблется в диапазоне от 1500 до 4999 рублей, весьма стабильна.
Андрей Ершов, директор МТС-Урал: — Доля телефонов стоимостью менее 5 тысяч рублей по итогам 2 квартала 2010 года в розничной сети МТС составила около 74% (в штучном выражении). Доля телефонов стоимостью от 5 тысяч до 9 999 рублей — около 21%. Дорогие модели, стоимостью более 10 тысяч рублей пользуются гораздо меньшей популярностью — это всего 5% от общего объема проданных аппаратов. |
Как отмечают ритейлеры средняя цена проданного в рознице сотового телефона также находится в диапозоне до 5000 рублей: в «Евросети» это — 4250 рублей, в «Связном» — 3 967 рублей.
Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»: — Если говорить о динамике роста или снижения средней стоимости приобретаемого телефона на одного покупателя, то за последние полгода она существенно не менялась и составляла 3500 — 3600 рублей за аппарат. |
Среднерыночная цена мобильного телефона, руб., 2кв. 2009 – 2 кв. 2010*
Почтовые эксперименты
Стоит отметить, что с недавних пор у сотовых ритейлеров появился еще один конкурент «Почта России» за полмесяца с запуска услуги продаже мобильных телефонов продала уже 1500 аппаратов.
Торговлей мобильными почта занялась в экспериментальном порядке. Устройства предлагались в Красноярском крае, Тверской и Ярославской областях. Однако почта уже объявила о том, что эксперимент будет продолжаться, и к концу года мобильные телефоны появятся во всех почтовых отделениях страны. Оценивать намерения «Почты России» сотовые ритейлеры пока не спешат. «Это старт, и оценивать его с ходу неправильно», — великодушен президент «Евросети» Александр Малис. А вот сотовые операторы, даже те, кто развивает собственную розничную сеть, настроены более лояльно и воспринимают почту как еще один канал продаж.
Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»: — В прошлом году МегаФон и Почта России стали партнерами, заключив договор, согласно которому в отделениях Почты России можно приобрести комплекты подключения оператора. Действуя совместно, связь становится доступной даже в отдаленных уголках России: каждый житель страны может стать абонентом МегаФона, воспользоваться выгодными, удобными тарифами и получить единый набор основных и дополнительных услуг от Калининграда до Владивостока. Продажа оборудования в отделениях Почты России поможет абонентам удаленных населенных пунктов прибрести и мобильный телефон, и контракт в одном месте. |
Аромат для каждого ритейлера
Сегодня сотовые ритейлеры идут по пути расширения ассортимента товаров и услуг. Теперь в магазинах сотовой связи можно найти почти всё, вплоть до страховки или турпутевки. В числе новшеств также кобрендинговые пластиковые карты и новая модель построения пространства магазина.
Кирилл Шибанов, управляющий уральским филиалом «Евросети»: — Поскольку Евросеть является, прежде всего, сотовым ритейлером, то логично говорить о большей доли телефонных аппаратов в общих показателях продаж. В то же время, компания активно развивает направление дополнительных услуг и сервисов. Покупатель сегодня хочет в одном месте приобрести максимальное количество товаров и услуг, а «Евросеть» работает в удобном и понятном для покупателя формате. За последний год мы запустили около 10 новых программ-услуг: пенсионное страхование, туристические путевки, оплата потребительских кредитов, карты для подготовки к ЕГЭ, бронирование и покупка авиабилетов, пополнение электронных кошельков, программа лояльности «Кукуруза» и многое другое. Мы делаем ставку на все аспекты, позволяющие отвечать на спрос со стороны нашей целевой аудитории, создавать комфортную обстановку для совершения покупки. |
Михаил Юшин, региональный директор ОАО «Связной Урал» ОАО "Связной Сибирь«/ОАО «Связной ДВ»: — В первую очередь, прибыль сети формирует продажа телефонных аппаратов и других устройств. Также мы активно развиваем финансовые услуги: денежные переводы, погашение кредитов, страхование, интернет-торговлю. Одна из «фишек» — наш новый продукт, карта для платежей и денежных переводов MasterCard. Карта дает возможность проводить денежные операции и получать при этом бонусы за покупки. |
Андрей Ершов, директор МТС-Урал: — Сегодня развитие монобрендовой сети является частью общей стратегии МТС. Сегодня компания развивает сеть флагманских салонов. Их концепция основана на принципах инновационной организации торгового пространства. Простое зонирование, удобная навигация, открытые витрины с самыми популярными и инновационными моделями телефонов, демозоны с открытой выкладкой оборудования для самостоятельного тестирования — все это позволяет покупателю быстро сориентироваться в ассортименте и выбрать модель аппарата, полностью соответствующую его потребностям. |
Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»: — Развитие проекта собственной розницы позволяет нам реализовать комплексный подход и предлагать абонентам не только услуги связи, но и сотовые телефоны и аксессуары к ним. Мы уверены, что собственная розница позволит нам предоставить большему числу наших абонентов качественный сервис, внимательное обслуживание. Посетители наших салонов могут подключиться к сети «МегаФон», получить консультации по услугам оператора, пополнить баланс. Любые покупки можно совершить в кредит, за исключением sim-карт и карт оплаты мобильной связи. Кроме этого, в салонах МегаФон проводятся уникальные акции, предоставляются дополнительные бонусы и скидки при выборе мобильного телефона и аксессуаров. Специально для сети собственной розницы разрабатываются эксклюзивные маркетинговые предложения от оператора, доступные только в салонах связи «МегаФон». |
Впрочем, наряду с привычными новациями в сотовом ритейле есть и весьма оригинальные. Так, директор МТС-Урал предположил, что скоро у каждого оператора связи, а значит и у розничной сети, может появиться свой аромат. Визуальный и аудиальный образ уже есть, а вот на обоняние никто еще не воздействовал!
Остается только догадываться, насколько далёк нынешний сотовый ритейл от того, что прогнозируют сами игроки рынка.
Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru