Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бизнес — труба!

29 июля 2010, 09:49
Новости партнеров
Игроки рынка сотового ритейла подсчитывают прибыль: уральцы стали покупать гораздо больше мобильных телефонов, однако средняя цена покупки, напротив, падает.

Рост на 40%

Рынок мобильных телефонов в России и на Урале в 1 полугодии 2010 года показал весьма существенный рост. По экспертным оценкам, за первые шесть месяцев количество проданных в Уральском федеральном округе телефонов выросло более, чем на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На Урале было реализовано около 1400 аппаратов (оценка МТС). Хотя реальная цифра может оказаться даже выше подсчетов экспертов: так только в центрах мобильной связи «Связной» Уральского федерального округа в первом полугодии 2010 года было продано 407 тысяч телефонов. Розничная сеть МТС за первое полугодие реализовала в УрФО 155 000 тысяч трубок (по оценкам 66.ru, исходя из озвученной игроком доли рынка). «МегаФон» озвучивает цифру в 35 тысяч мобильных аппаратов. Стоит отметить, что в России за аналогичный период количество проданных телефонов выросло лишь на четверть (около 24%) и составило 14,4 млн аппаратов.

Кирилл Шибанов, управляющий уральским филиалом «Евросети»:
— В первом полугодии этого года было продано около 1 млн 400 тысяч аппаратов, что на 40% больше аналогичного показателя 2009 года. Несмотря на заметный рост рынка по сравнению с 2009 годом, отставание от показателей продаж 1 полугодия 2008 года составляет 15%. Мы ожидаем, что рост рынка будет продолжаться, особенно активно во втором полугодии 2010 года.

Рынок мобильных телефонов в Уральском федеральном округе эксперты оценивают в 6,9 млрд. рублей, а в России — 63,9 млрд. рублей (данные на первое полугодие).


Уральский рынок мобильных телефонов, шт., 2кв. 2009 – 2 кв. 2010 (оценка МТС)

Уральский рынок мобильных телефонов, шт., 2кв. 2009 – 2 кв. 2010*

Не дороже пяти тысяч

Стоит отметить, что при лавинообразном росте продаж сотовых телефонов, постоянно снижается средняя рыночная цена мобильных. Так, если в структуре продаж телефонов розничной сети МТС на Урале во втором квартале доля продаж мобильных телефонов стоимостью до 1499 рублей составляла 34,6%, то в 2010 году доля таких телефонов возросла до 41,8%. А вот доля телефонов, стоимость которых колеблется в диапазоне от 1500 до 4999 рублей, весьма стабильна.

Андрей Ершов, директор МТС-Урал:
— Доля телефонов стоимостью менее 5 тысяч рублей по итогам 2 квартала 2010 года в розничной сети МТС составила около 74% (в штучном выражении). Доля телефонов стоимостью от 5 тысяч до 9 999 рублей — около 21%. Дорогие модели, стоимостью более 10 тысяч рублей пользуются гораздо меньшей популярностью — это всего 5% от общего объема проданных аппаратов.

Как отмечают ритейлеры средняя цена проданного в рознице сотового телефона также находится в диапозоне до 5000 рублей: в «Евросети» это — 4250 рублей, в «Связном» — 3 967 рублей.

Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— Если говорить о динамике роста или снижения средней стоимости приобретаемого телефона на одного покупателя, то за последние полгода она существенно не менялась и составляла 3500 — 3600 рублей за аппарат.

Среднерыночная цена мобильного телефона, руб., 2кв. 2009 – 2 кв. 2010 (оценка МТС)
Среднерыночная цена мобильного телефона, руб., 2кв. 2009 – 2 кв. 2010*

Почтовые эксперименты

Стоит отметить, что с недавних пор у сотовых ритейлеров появился еще один конкурент «Почта России» за полмесяца с запуска услуги продаже мобильных телефонов продала уже 1500 аппаратов.

Торговлей мобильными почта занялась в экспериментальном порядке. Устройства предлагались в Красноярском крае, Тверской и Ярославской областях. Однако почта уже объявила о том, что эксперимент будет продолжаться, и к концу года мобильные телефоны появятся во всех почтовых отделениях страны. Оценивать намерения «Почты России» сотовые ритейлеры пока не спешат. «Это старт, и оценивать его с ходу неправильно», — великодушен президент «Евросети» Александр Малис. А вот сотовые операторы, даже те, кто развивает собственную розничную сеть, настроены более лояльно и воспринимают почту как еще один канал продаж.

Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— В прошлом году МегаФон и Почта России стали партнерами, заключив договор, согласно которому в отделениях Почты России можно приобрести комплекты подключения оператора. Действуя совместно, связь становится доступной даже в отдаленных уголках России: каждый житель страны может стать абонентом МегаФона, воспользоваться выгодными, удобными тарифами и получить единый набор основных и дополнительных услуг от Калининграда до Владивостока. Продажа оборудования в отделениях Почты России поможет абонентам удаленных населенных пунктов прибрести и мобильный телефон, и контракт в одном месте.

Аромат для каждого ритейлера

Сегодня сотовые ритейлеры идут по пути расширения ассортимента товаров и услуг. Теперь в магазинах сотовой связи можно найти почти всё, вплоть до страховки или турпутевки. В числе новшеств также кобрендинговые пластиковые карты и новая модель построения пространства магазина.

Кирилл Шибанов, управляющий уральским филиалом «Евросети»:
— Поскольку Евросеть является, прежде всего, сотовым ритейлером, то логично говорить о большей доли телефонных аппаратов в общих показателях продаж. В то же время, компания активно развивает направление дополнительных услуг и сервисов. Покупатель сегодня хочет в одном месте приобрести максимальное количество товаров и услуг, а «Евросеть» работает в удобном и понятном для покупателя формате. За последний год мы запустили около 10 новых программ-услуг: пенсионное страхование, туристические путевки, оплата потребительских кредитов, карты для подготовки к ЕГЭ, бронирование и покупка авиабилетов, пополнение электронных кошельков, программа лояльности «Кукуруза» и многое другое. Мы делаем ставку на все аспекты, позволяющие отвечать на спрос со стороны нашей целевой аудитории, создавать комфортную обстановку для совершения покупки.

Михаил Юшин, региональный директор ОАО «Связной Урал» ОАО "Связной Сибирь«/ОАО «Связной ДВ»:
— В первую очередь, прибыль сети формирует продажа телефонных аппаратов и других устройств. Также мы активно развиваем финансовые услуги: денежные переводы, погашение кредитов, страхование, интернет-торговлю. Одна из «фишек» — наш новый продукт, карта для платежей и денежных переводов MasterCard. Карта дает возможность проводить денежные операции и получать при этом бонусы за покупки.

Андрей Ершов, директор МТС-Урал:
— Сегодня развитие монобрендовой сети является частью общей стратегии МТС. Сегодня компания развивает сеть флагманских салонов. Их концепция основана на принципах инновационной организации торгового пространства. Простое зонирование, удобная навигация, открытые витрины с самыми популярными и инновационными моделями телефонов, демозоны с открытой выкладкой оборудования для самостоятельного тестирования — все это позволяет покупателю быстро сориентироваться в ассортименте и выбрать модель аппарата, полностью соответствующую его потребностям.

Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— Развитие проекта собственной розницы позволяет нам реализовать комплексный подход и предлагать абонентам не только услуги связи, но и сотовые телефоны и аксессуары к ним. Мы уверены, что собственная розница позволит нам предоставить большему числу наших абонентов качественный сервис, внимательное обслуживание. Посетители наших салонов могут подключиться к сети «МегаФон», получить консультации по услугам оператора, пополнить баланс. Любые покупки можно совершить в кредит, за исключением sim-карт и карт оплаты мобильной связи. Кроме этого, в салонах МегаФон проводятся уникальные акции, предоставляются дополнительные бонусы и скидки при выборе мобильного телефона и аксессуаров. Специально для сети собственной розницы разрабатываются эксклюзивные маркетинговые предложения от оператора, доступные только в салонах связи «МегаФон».

Впрочем, наряду с привычными новациями в сотовом ритейле есть и весьма оригинальные. Так, директор МТС-Урал предположил, что скоро у каждого оператора связи, а значит и у розничной сети, может появиться свой аромат. Визуальный и аудиальный образ уже есть, а вот на обоняние никто еще не воздействовал!

Остается только догадываться, насколько далёк нынешний сотовый ритейл от того, что прогнозируют сами игроки рынка.

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru

* по оценке МТС