Сегодня пилоты крупнейшей российской авиакомпании обратились через «Московский Комсомолец» к пассажирам. Пожалуй, ни одно СМИ не обошлось сегодня без цитат о том, что ситуация с безопасностью пассажирских авиаперевозок и с состоянием российского авиапрома дошла до критической черты. Но несмотря на подобные заявления, российские пассажиры практически в равной степени доверяют как самолетам, так и поездам, и автомобилям.
Согласно данным Исследования 66.ru, самым распространенным видом транспорта продолжает оставаться железнодорожный (42%). Впрочем, авиатранспорт уступает поездам совсем незначительно — летать самолетами предпочитают 38% екатеринбуржцев. Далее в рейтинге по популярности идут поездки на собственном автомобиле (35%), с оговоркой, что «расстояния должны позволять».
Взлет спроса
В качестве главных критериев выбора вида транспорта для екатеринбуржцев выступает приемлемая стоимость (49%), экономия времени (44%), комфортабельность (40%) и лишь потом безопасность (31%).
Видимо, именно этим обусловлена нарастающая популярность авиаперелетов. Причем, рост пассажиропотока фиксируют не только низкобюджетные, но и классические авиаперевозчики. Так, «Уральские авиалинии» за первое полугодие 2010 года увеличили пассажиропоток на 34%. А в целом в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» за пять месяцев было обслужено 921 847 пассажиров, что более чем на 30% превышает прошлогодний показатель.
Впрочем, пока подавляющее большинство екатеринбуржцев выбирают «классических» авиаперевозчиков и лишь треть останавливают свой выбор на бюджетных авиакомпаниях. Хотя, низкобюджетные авиаперевозчики и не намерены делить рынок с коллегами, их сегмент — пассажиры, которые раньше не летали самолетом вовсе.
Владимир Горбунов, генеральный директор ООО «Авианова»: — Доля пассажиров, которые пришли к нам из других авиакомпаний — абсолютно ничтожна. Это говорит о том, что мы, действительно, выходим на совершенно другой сегмент аудитории. За все время нашей работы ни одна из авиакомпаний не говорила о том, что фиксирует убытки из-за перетока пассажиров к нам. А все потому, что к нам приходит тот пассажир, который раньше просто сидел дома. Также мы рассчитываем на тех людей, кто ранее предпочитал путешествовать поездом или на машине. |
Рост как по рельсам
Как ни удивительно, но последние отчеты железнодорожников, также говорят о возрастающем спросе, и даже выход на рынок еще одного низкобюджетного авиаперевозчика не испортил отчетности о пассажироперевозках. Так, в Уральском филиале «Федеральной пассажирской компании» (дочернее предприятие ОАО «РЖД») за шесть месяцев 2010 года было оформлено около 6 млн железнодорожных билетов на поезда дальнего следования. Однако в РЖД все равно не видят признаков беспокоиться из-за возможного оттока пассажиров к авиаторам.
Юлия Байкова, помощник начальника Уральского филиала «Федеральной пассажирской компании»: — Да, конкуренция присутствует, но железнодорожный транспорт при этом, остается лидером в своем сегменте. В настоящее время основная конкуренция между воздушным и железнодорожным транспортом разворачивается на маршрутах с дальностью поездки от 500 км до 2000 км. Однако существуют такие направления, по которым поезда занимают ведущее положение — это Украина и юг России (Черноморское побережье). |
Ценовая конкуренция
В ценовой конкуренции пока побеждают авиаперевозчики-дискаунтеры. Их тарифы на 30-35% ниже среднерыночного предложения. Да и стоимость авиабилета с ценно билета на поезд, зачастую, в сравнение не идет. До Москвы самолетом можно долететь за два часа, заплатив менее 1 тысячи рублей (базовый тариф одной из авиакомпаний — 250 рублей, стоимость билета изменяется в зависимости от даты бронирования и набора услуг: питание, страховка и т. п.). Тот же путь только на поезде обойдется не менее чем в 2,5 тысячи рублей (Поезд «Урал», плацкарт) и займет 26 часов. При этом, глобальных перспектив снижения стоимости ж/д перевозок пока нет. Есть лишь возможность периодически проводить акции и предоставлять сезонные скидки.
Юлия Байкова, помощник начальника Уральского филиала «Федеральной пассажирской компании»: — На сегодняшний день полным ходом идет реформа компании ОАО «РЖД». Весь процесс модернизации направлен на улучшение качества, внедрения новых технологий, повышения комфорта и гибкости. В том числе и в вопросах стоимости билетов. Федеральная пассажирская компания регулярно снижает стоимость проездных документов за счет предоставления многочисленных скидок и акций для пассажиров. На сегодняшний день скидки распространяются на самые популярные направления — Черноморское побережье, Москва и Санкт-Петербург. |
Впрочем, эксперты сходятся в том, что всегда останутся явные приверженцы поездов и неизменные любители самолетов.
Мария Демидова
экономический обозреватель портала 66.ru