Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кризис ударил по карточкам

19 июля 2010, 11:58
Новости партнеров
Банки начали охоту за VIP-клиентами.

Финансовый кризис не только затормозил кредитование, но и ударил по числу выпущенных пластиковых карт и объемам операций по ним. Из-за сокращения персонала, закрытия предприятий число выпущенных банками карт в прошлом году сократилось почти в три раза по сравнению с 2008 годом. Чтобы выйти в прибыль, банки стали ориентироваться на привилегированных клиентов.

За 2009 год число пластиковых карт, выпущенных российскими банками, увеличилось всего на 5,7%, до 126 млн штук, в то время как в 2008-м — на 15,2%, говорится в обзоре российского рынка пластиковых карт за 2009 год, сделанном Банком России. В предыдущие годы количество карт увеличивалось еще больше: за 2007 год прирост составил 38,4%, за 2006 и 2005 годы — 36,7 и 55% соответственно.

В 2009 году наибольшую долю занимали дебетовые карты (91,6%, 115,4 млн штук), что объясняется широкой реализацией «зарплатных» проектов. Доля кредитных карт составила лишь 6,8%, или 8,6 млн карт.

Самые массовые эмиссии пластиковых карт, по признанию банкиров, приходятся на «зарплатные» проекты и кредитные карты, а не на розничные продажи отдельным клиентам. В 2007 и 2008 годах в этом направлении работали очень многие банки. Однако за счет сокращений числа предприятий и компаний в прошлом году, а также их сотрудников число карт, эмитируемых в рамках «зарплатных» проектов, также снижалось.

Вместе с сокращением выпусков карт замедлились и темпы прироста числа операций по ним и объемов транзакций. В 2009 году по пластиковым картам было совершено 2,5 трлн операций — всего на 17,2% больше, чем в 2008 году (2,1 трлн операций). В предыдущие годы число операций непрерывно росло. Так, в позапрошлом году прирост составил 29,5%, в 2007-м — 35,7%, в 2006-м — 40%, в 2005-м — 42%.

Объем средств по операциям с пластиковыми картами в прошлом году достиг 10 трлн руб., но в 2009 году его прирост составил всего 7,3%, в то время как в позапрошлом — 43,5%. В предыдущие годы (2007, 2006 и 2005) прирост составлял — 47,4, 48,4 и 43% соответственно. «В 2009 году граждане больше сберегали, чем тратили заработанные средства», — говорит руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

Кризис заставил банки переориентироваться с массовых клиентов, часть которых начала испытывать трудности с работой и зарплатой, на индивидуальных. Как отмечается в обзоре Банка России, в 2009 году российские банки в большей степени стали ориентироваться на обслуживание VIP-клиентов и развивать программы премиальных категорий карт.