Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Задорнов: в бюджете денег нет. И не будет

22 июня 2010, 13:05
Новости партнеров
Михаил Задорнов, бывший министр финансов, а ныне председатель правления банка «ВТБ 24» рассказал об основных проблемах российской бюджетной политики.

Бывший минфин считает нынешнюю бюджетную политику государство не совсем четкой, а потому несколько опасной. Выставлено очень много приоритетов, которые требуют значительных инвестиций, но в то же время государственные деньги в большом дефиците. Ситуация проста: запросов много, а средств на их удовлетворение мало. Более того, в ближайшее время они вряд ли появятся.

Об этом Михаил Задорнов рассказал на встрече с журналистами в рамках Петербургского международного экономического форума.

— Михаил Михайлович, как вы оцениваете бюджетную политику государства? Есть ли сегодня основания волноваться из-за дефицита бюджета?

— Я оцениваю бюджетную ситуацию как очень тревожную. Сейчас бюджет уже рискует стать дефицитным при стоимости нефти в пределах 100 долларов за баррель.

Хотя совсем недавно этот показатель составлял 22-27 долларов за баррель. Конечно, мы можем долго спорить о том, будет или нет расти цена на нефть. Но ясно одно: когда бюджет балансируется, сводится в ноль при 100 долларах за баррель, рассчитывать на эффект ежегодного повышения цены на нефть не приходится. Грубо говоря, у государства не будет ежегодно появляться дополнительного куска пирога, который можно разделить на социальную политику, поддержку экономики и прочие важные направления.

Государство вынуждено будет считаться с тем, что его доходы ограничены, и дальше расти они уже не смогут. А ситуация, когда расходы увеличивать нельзя, для российского правительства абсолютно новая. До этого, с 2000 по 2008 год, мы жили в условиях, когда цена на нефть постоянно росла.

Если коротко: доходов больше нет. И не будет. Зато есть сложившаяся привычка каждый год тратить все больше денег. От этой привычки нужно отказываться и сокращать некоторые расходы. Однако ни правительство, ни страна в целом к этому пока еще не готовы.

— Как же готовить чиновников и население?

— Для того, чтобы более четко осознать эту проблему, нужно посмотреть на то, что происходит в Европе. Сейчас лучше действовать проактивно, нежели сталкиваться с необходимостью прямого сокращения пенсий, пособий, зарплат и иных социальных выплат. А в Европе сейчас вынуждены поступать именно так. Нам нужно, по крайней мере, отказаться от того, что социальные обязательства должны расти всегда и при любых обстоятельствах. Думаю, тезис «все социальные обязательства всегда выполняются», является ложным.

— С какой страной сегодня вы бы могли сравнить Россию, с точки зрения влияния кризиса?

— Россия не похожа ни на одну из европейских стран. Сейчас мы находимся в абсолютно другой плоскости. Дело в том, что наша страна научилась жесткой бюджетной дисциплине практикой кризиса 98 года. Тот кризис четко показал властям, что нельзя жить не по средствам. Уроки прошлого кризиса были простые: всегда был бюджетный профицит и резервный фонд, который, собственно, и позволил нам так спокойно пережить кризис нынешний. Это была наша подушка безопасности. Однако чем дальше мы уходили от кризиса 98 года, тем больше начала отступать эта ментальная память, и 2007-2008 года стали временем неоправданно резкого увеличения расходов, эйфории экономического роста.

— Чем сегодня Россия отличается от всех остальных стран?

— У России отношение госдолга к ВВП составляет 10%. Для сравнения в Китае — это 20% от ВВП, в Греции — 100%, в Бельгии и Италии — 120%. Сейчас Греция столкнулась с большой проблемой: даже если греки сократят свои бюджетные расходы на 15-20%, страна все равно 20% своего бюджета будет тратить на обслуживание госдолга. Некоторые европейские страны уже залезли в долговую петлю, а Россия от нее еще достаточно далека. Но не радует и другая тенденция. Посмотрите на Украину. У наших соседей госдолг еще в прошлом году составлял 20%. Сегодня он приблизился к 40%, а к концу года и вовсе может стать 50%. Если выбирает стратегически неверную бюджетную политику, она очень быстро можешь попасть в эту долговую яму. Пока у нас все расходы на внутренний и внешний долг остаются в пределах 1% ВВП. Но я убежден: всегда нужно жить по средствам. А расходы, которые были разогнаны, раздуты в последние годы, не всегда нужны стране. Сейчас надо очень чётко выбрать приоритеты.

— Президент не раз обозначал приоритеты госполитики. Говорил он о ключевых векторах развития и на Форуме...

— На мой взгляд, всё это звучит очень противоречиво. Мы хотим увеличить пенсии, увеличить расходы на оборонный комплекс, сделать самую лучшую олимпиаду в Сочи, а еще мы хотим Универсиаду, Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества, Чемпионат мира по футболу... При всем при этом, власти заявляют, что намерены сокращать налоги и проводить модернизацию. С одной стороны, главой государства выдвинуты пять-шесть приоритетов, каждый из которых требует огромных вложений. А с другой — мы имеем дефицит бюджета. Всё это не укладывается в одну корзину. Из чего можно сделать вывод: правительство не имеет четких приоритетов в своей бюджетной политике. Получается, что пока страна сама четко не понимает, какие у нее приоритеты для ближайшего развития.

— А какие расходы, по-вашему, сегодня России не нужны?

— Нельзя сказать однозначно: расходы на образование это хорошо, а расходы на оборонку — это плохо. Есть хорошие и плохие расходы как на образование, так и на оборонный комплекс. Другое дело, что сегодня каждая сфера нуждается в оптимизации расходов. Скажем, увеличивать расходы на дороги в два раза, не научившись их строить, это, наверное, было бы неверно. Но и не вкладывать в ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры ни копейки — тоже не выход. По крайней мере, не стоит увеличивать в разы расходы по тем направлениям, где деньги тратятся недостаточно эффективно. Лучше учиться строить дороги правильно: дешевле и более качественно.

Мария Демидова, экономический обозреватель 66.ru
Санкт-Петербург — Екатеринбург