26 мая 2010, 13:22

Выбор редакции

Каждый второй екатеринбуржец хотел бы открыть собcтвенный бизнес

Предпринимательская активность за последние два года выросла, даже несмотря на кризис.

В преддверии Дня российского предпринимательства Портал 66.ru совместно с Бизнес ФМ выяснили, какова предпринимательская активность екатеринбуржцев.

Как показало Исследование 66.ru, каждый второй екатеринбуржец хотел бы открыть свое дело, а 14% уже имеют собственный бизнес. Однако почти треть респондентов не собираются становиться предпринимателями.

Как отмечают эксперты, уровень предпринимательской активности за последние несколько лет показал значительный прирост.

Евгений Копелян, независимый эксперт в сфере малого предпринимательства:
— Предпринимательская активность существенно выросла в последние 2 года. Особенно это стало заметно с началом кризиса — люди поняли, что им стоит рассчитывать только на себя. Поэтому многие кроме поисков работы стали задумываться и о создании своего дела.

При этом, в Свердловском областном союзе малого и среднего бизнеса констатируют, что в кризис именно малый и средний бизнес стал для региона «подушкой безопасности».

Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса:
— Если крупные предприятия показали падение на 40%, а иногда и более, то малый бизнес оказался на редкость устойчивым к негативным экономическим изменениям. В общем-то это легко объяснимо: такие предприятия могут более оперативно реагировать на внешние изменения, вести более гибкую ценовую политику с поставщиками и покупателями. В Свердловской области количество субъектов малого и среджнего бизнеса за последние год-два значительно выросло. Причем, этот показатель даже выше, чем среднероссийский. И это при том, что господдержка в основном распределялась между крпными предприятиями. Во всех развитых странах уже давно поступают по-другому, помогая в первую очередь «среднему классу» бизнеса.

Горожане поднимают производство

Согласно результатам опроса, большинство респондентов хотели бы открыть собственный производственный бизнес (45%). Меньше всего желающих открыть бизнес в страховой и финансовой сфере. В числе потенциальных предприятий — продуктовый магазин, магазин электроники, интернет-магазин, фирму по разработке ПО или по ремонту компьютерной техники, компанию, оказывающие транспортные услуги, швейное ателье, туристическое.

Определяющим фактором, повлиявшим на выбор значительного числа как реальных, так и потенциальных предпринимателей стал интерес к сфере, в которой решено было организовать собственный бизнес (44%) и опыт работы в данной сфере (23%).

Главный барьер — в себе

Несмотря на повысившуюся предпринимательскую активность, в конечном итоге в реальном бизнесе остаются немногие. «Как правило, после первых 3 лет работы остается не более половины малых предприятий», — говорит Евгений Копелян.

По мнению респондентов, самые труднопреодолимые барьеры на пути создания собственного дела — это различного рода финансовые проблемы: отсутствие стартового капитала для открытия бизнеса, ограниченность собственных накоплений и недоступность банковских кредитов.

Кроме того, как было выявлено, предпринимателям мешает забюрократизированность и коррумпированность административного ресурса (37%), что, в частности, создает трудности при оформлении и согласовании необходимых документов.

Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса:
— У бизнеса во все времена есть две проблемы. Во-первых, финансы, а во-вторых, административные барьеры. Представьте, что, к примеру, для получения землеотвода и крупное градообразующее предприятие и маленькая частная фирма должны собирать одинаково огромный пакет документов. Куда тягаться парикмахерской с заводом «Уралмаш»! Понятно, что на крупном предприятии ресурс больше: и человеческий, и финансовый.

Впрочем, многие эксперты говорят, что зачастую проблема не во внешних факторах, а в способности предпринимателя грамотно выстроить собственный бизнес.

Александр Меренков, бизнес-тренер, доцент кафедры общей экономической теории УГТУ-УПИ:
— По моим данным число успешных предпринимателей составляет около 20%. Это связано с такими факторами, как:
• Целеустремленность.
• Настойчивость.
• Умение планировать и искать ресурсы.
• Умение находить сотрудников и их мотивировать.
• Готовность контролировать.
• Умение быть творческим и нестандартным.
• Готовность к рискам и лишениям.
• Отсутствие страха все потерять и начать заново.
По моим ощущениям, люди неуспешны не из-за внешних факторов (хотя они часто говорят именно об этом), а из-за самих себя.

«Частая ошибка начинающих — неверная оценка собственных сил, — соглашается Евгений Копелян. — Кроме этого, это может быть ошибка при выборе бизнес-идеи, переоценка спроса на услугу или товар, недостаток информации по разным аспектам ведения бизнеса».

Что примечательно, в список «смертных грехов» для бизнесмена попали такие человеческие качества как жадность и лень.

Александр Меренков:
— Есть несколько типичных ошибок начинающих предпринимателей:
• Нет понимания, что человек хочет в жизни, своей роли, миссии, цели
• Нет целей
• Не прописаны планы
• Нет четкого понимания какие ресурсы нужны, где взять, как использовать
• Не учтены все риски
• Нет умения и желания формировать команду единомышленников
• Жадность
• Желание кого-нибудь кинуть
• Неготовность контролировать
• Лень
• Ожидание манны небесной от кого угодно, кроме себя
• Неготовность все прекратить при понимании неуспешности бизнеса
• Неумение быстро приходить в себя при неудачах
• Неготовность самому продавать
• Нежелание работать в схеме «выигрыш-выигрыш».

Бизнес-тренеры говорят, что для успеха в предпринимательстве человек, прежде всего, должен быть человеком. И только потом профессионалом, предпринимателем, структуризатором, продавцом, маркетологом, финансистом, риск-менеджером, стратегом и психологом.

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru

Информационный выпуск на радио Бизнес ФМ

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.