Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сотовые операторы делают ставку на интернет

13 мая 2010, 08:02
Новости партнеров
Крупнейшие операторы уральского региона раскрывают секреты формирования тарифной политики и делятся прогнозами развития отрасли.

По результатам Исследования 66.ru, каждый пятый екатеринбуржец не знает свой тариф сотовой связи. При этом более половины респондентов (55%) указали на то, что тариф их не совсем устраивает. Мы выяснили, как формируется тарифная политика сотовых операторов?

Технология процесса

Тарифы на услуги связи формируются с учетом множества факторов, главные из них — состояния рынка региона, конкурентной ситуации и потребительских предпочтений. Разработкой тарифа занимаются подразделения маркетинга на уровне России и региона.

«На начальном этапе маркетологи анализируют, какой характер потребления сложился у той или иной целевой группы, либо выявляют потребности, которые появятся в ближайшее время. Таким образом, тарифные предложения создаются с учетом нынешних и потенциальных потребностей конкретных целевых групп», — объясняет Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью МТС-Урал. Так, линейка тарифов МТС, которые предлагают выгодные цены на мобильный интернет, формировалась в момент запуска в Свердловской области скоростного интернета 3G.

В последнее время на формирование тарифов более активно стала влиять и рыночная ситуация. Так, в 2009 году рынок захлестнула волна «антикризисных» предложений. «Благодаря запуску таких предложений в течение 2009 года средняя стоимость минуты звонка в сети МТС на Урале снизилась на 7-10%», — констатируют в МТС.

Как отмечают операторы, на формирование тарифов уходит достаточно много времени и сил.

Елена Виноградова, руководитель Отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ»:
— Обсчитывается каждый вариант цен на ту или иную услугу и позицию тарифного плана: входящие, исходящие, дополнительные услуги, специальные условия и прочее. Несколько лет назад, когда на рынке связи еще не было такого невероятного разнообразия тарифов и предложений, бывали случаи, когда новые тарифы «МОТИВ» создавались за день. Сегодня на подбор оптимальной ценовой формулы уходит намного больше времени.

В самом процессе разработки задействованы целый ряд подразделений.

Тимур Свирин, коммерческий директор Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— В среднем на создание и внедрение нового тарифа уходит 3-4 недели. Процесс состоит из нескольких этапов: 1. Сначала рождается идея;
2. Потом проводится анализ рыночной ситуации, фактических показателей и формируется расчетная модель с прогнозом продаж, доходов, расходов и так далее;
3. Тариф проходит процедуру согласования;
4. Далее тариф передается во внедрение, пишется техническое задание в биллинг, где он реализуется технически;
5. Параллельно ведется разработка креатива и методов продвижения;
6. Тариф передается в службы продаж и обслуживания, информация о нем доводится до абонентов.

Конкуренция — лучший регулятор цен

Вопрос тарифной политики никак не регулируется законодательством, однако его отлично регулирует рынок, — считает директор Екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Золотарев.

Законодательному регулированию подлежат только межоператорские расчеты, а тарифы для абонентов каждый оператор устанавливает самостоятельно. И главный фактор — в экономической целесообразности.

Елена Виноградова, руководитель Отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ»:
— Нет такой ценовой границы, к которой нам, операторам, было бы запрещено приближаться при формировании тарифа. Главный регулятор в этом случае — экономическая целесообразность. При современном разнообразии предложений устанавливать необоснованно высокие цены на связь — это, по меньшей мере, неразумно.

Именно конкуренция заставляет операторов постоянно снижать стоимость услуг.

Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью МТС-Урал:
— На рынке мобильной связи сейчас очень острая конкуренция, поэтому оптимальные цены устанавливаются без вмешательства государства и регуляторов. Связь — практически единственная отрасль, где цены на услуги снизились в десятки раз в течение последних 7-10 лет.

При этом, российские операторы отмечают, что в нашей стране цены в разы ниже, чем за границей. «Сегодня стоимость минуты разговора в российских сотовых сетях дешевле, чем в Европе», — замечает коммерческий директор Уральского филиала «МегаФон».

Отметим, екатеринбуржцы в ходе исследования указали, что в собственном тарифном плане их не устраивает, прежде всего, тарификация исходящих звонков на номера других операторов (31%). Что, по мнению операторов, вполне закономерно: в Свердловской области работают 6 мобильных операторов, и абоненты, как правило, совершают звонки на разные номера.

«Снижение стоимости звонков между операторами возможно, если рынок того реально потребует», — говорит директор Екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Золотарев.

Елена Виноградова, руководитель Отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ»:
— Никакого межоператороского сговора по этому вопросу не существует, все гораздо проще. Каждый оператор заинтересован в генерировании большого числа внутрисетевых вызовов. Внутрисетевой трафик — это единственный ресурс, который полностью зависит от мощностей самого оператора. Поэтому логично, что на внутрисетевые вызовы операторы устанавливают более удобные цены, стимулируя рост звонков внутри сети. И, соответственно, на исходящие в сети других операторов связи цены менее комфортны.

Большая стройка 3G

На рынке наблюдается насыщение услугами голосовой связи. В 2009 году голосовой трафик «Большой тройки» в России рос в три раза медленнее, чем год назад. В 2010 году тенденция сохраняется.

«Голосовой трафик попросту близок к порогу физического насыщения», — отмечают операторы, и делают ставку, прежде всего, на развитие сегмента скоростной передачи данных. Так, в МТС только в первом квартале 2010 года относительно четвертого квартала 2009 года общий объем трафика на Урале (УрФО и Пермский край) вырос в три раза.

В МегаФоне также говорят о том, что интернет-трафик в сети 3G растет в геометрической прогрессии. По предварительным прогнозам оператора, объем интернет-трафика в нынешнем году вырастет по сравнению с 2009 годом более, чем в 3,5 раза.

Андрей Золотарев, директор Екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом»:
— Основной тренд — развитие дополнительных сервисов. Одно из приоритетных направлений работы «ВымпелКом» — развитие мобильного интернета. 2010 год вообще стал годом Большой стройки 3G, причем в приоритете — небольшие города. Сегодня мы видим значительный рост потребления мобильного интернет-трафика за счет строительства новых 3G станций. При этом, голосовой трафик растет незначительно. Мы прогнозируем дальнейший рост мобильного интернет-трафика в 2010 году.

В «МОТИВе» за первый квартал 2010 года прирост интернет-трафика составил почти 40% (по сравнению с первым кварталом 2009 года), в среднем, каждый интернет-пользователь увеличил объемы своей работы с ресурсами Интернет на 14,6%.

Тариф по индивидуальным меркам

Операторы стремятся быть ближе к своим абонентам, в прямом и переносном смысле. Офисов обслуживания становится все больше, а тарифные планы — все более индивидуальны.

Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью МТС-Урал:
— МТС делает ставку не только на внедрение новых сервисов, в частности, основанных на скоростной передаче данных, но и на повышение качества обслуживания. Мы активно развиваем сеть салонов МТС в Свердловской области, чтобы абоненты могли решать вопросы, связанные с обслуживанием, в шаговой доступности от дома и работы.

Елена Виноградова, руководитель Отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ»:
— Одна из основных «тарифных» тенденций сегодня — стремление к активной сегментации и разработке нишевых услуг, максимально отвечающих потребностям определенных групп абонентов. Эта тенденция была оформлена еще несколько лет назад, когда людям начали надоедать «массовые» тарифы и рынок начал диктовать необходимость в сотовых продуктах «индивидуального пошива», то есть созданных под потребности определенных клиентов. Кому-то важна низкая стоимость sms, кому-то — доступность интернета, а кому-то возможность разговаривать по доступной цене. Операторам приходится это учитывать.

Сегодня борьба за клиента среди операторов связи становится все сложнее. «Современный абонент уже перестает реагировать на «новые суперуникальные предложения», — отмечает Виноградова. По мнению эксперта, совсем не обязательно прибегать к каким-то новомодным маркетинговым хитростям. Решающую роль играет взвешенная тарифная политика и качество услуг.

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru