Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Медведев запретил «кошмарить» бизнес на законодательном уровне

8 апреля 2010, 10:05
Новости партнеров
Президент утвердил поправки, смягчающие участь предпринимателей, оказавшихся под следствием.

Вчера Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения вносятся в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.

Как сообщает пресс-служба Президента, нововведения направлены «на усиление уголовно-правовой защиты отношений в сфере предпринимательской деятельности».

В тюрьму в крайнем случае

В подписанном Медведевым законе также содержится положение, в соответствии с которым заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении экономических преступлений, допускается только в исключительных случаях. Предполагается, что такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества.

Отметим, что о введении моратория на аресты бизнесменов Президент говорил еще в декабре, в интервью одному из телеканалов.

Дмитрий Медведев, президент РФ:
— За некоторые виды экономических преступлений вовсе не обязательно на стадии предварительного следствия сразу же людей законопачивать в тюрьму.

Теперь чтобы остаться на свободе, подозреваемым или обвиняемым предпринимателям достаточно будет внести залог или написать подписку о невыезде. Согласно поправкам, фигурантам судебного процесса свобода будет стоить от 100 тысяч (преступления небольшой тяжести) до 500 тысяч рублей (серьезные правонарушения).

По мнению Медведева, такие суммы «вполне по силам» гражданам, которые привлекаются к ответственности за экономические преступления (на сегодняшний день нижних и верхних планок залога не существует). При этом в виде залога может выступать недвижимое имущество и ценные бумаги.

Еще когда проект закона только обсуждался, екатеринбургские юристы говорили 66.ru о том, что эта мера может значительно облегчить жизнь бизнесменов, хотя и не сможет в корне переломить ситуацию с коррупцией.

Евгений Шестаков, управляющий партнер группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С:
— Считаю, подобную законодательную инициативу полезной, так как уголовная ответственность по экономическим преступлениям, к сожалению, в нашей стране используется, как правило, не по прямому назначению. Предварительное заключение под стражу единоличного исполнительного органа (директора) или владельца бизнеса — эффективный инструмент при рейдерских захватах, корпоративных конфликтах между собственниками, а также при банальном вымогательстве со стороны некоторых сотрудников правоохранительных органов — своеобразный дополнительный «приработок» последних. Однако, подобное использование возможно не по вине закона, а по вине коррумпированности правоприменительных органов (милиции и прокуратуры).

Впрочем, у некоторых экспертов правительственные новации вызвали ряд опасений.

Алексей Силиванов, директор юридической компании «Конус»:
— Не думаю, что установление залога для лиц, обвиняемых в экономических преступлениях, станет революционным прорывом для нашего уголовного права. Более того, я не исключаю, что такая либерализация отношения к лицам, подозреваемым в мошенничестве, может спровоцировать рост экономических преступлений. Появится ощущение безнаказанности. Упрощая жизнь невиновным, мы тем самым открываем барьер всем тем, кто хочет на этом нажиться.

И все же, сторонников залога больше, чем ареста. Находясь в тюрьме, обвиняемый не имеет возможности полноценно обеспечить защиту собственных интересов — отмечают эксперты. К тому же, вопрос применения залога имеет много плюсов, начиная с вопроса переполненности наших тюрем и заканчивая гуманным отношением к подозреваемому.

Легализация и лжепредпринимательство отменяются

Подписанный вчера законопроект в шесть раз увеличивает размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей крупным размером предлагается считать сумму в 3 миллиона рублей, особо крупным — 36 миллионов рублей. Аналогичное увеличение предполагается и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности.

Помимо этого, как отмечается в поправках, статья 174.1 УК РФ «легализация» (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания преступно нажитым доходам правомерного вида, приводит к тому, что обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминируют статью «легализация».

Предприниматели ранее уже не раз говорили, что «легализацию» можно было «подвесить» практически к любому делу. А потому её нередко используют для давления на бизнесменов, не признающих свою вину в экономических преступлениях. В итоге, говорят бизнесмены, срок за экономическое преступление растет как на дрожжах.

Также утвержденные поправки признают утратившей силу статью «лжепредпринимательство». Как показывает практика, эта статья практически не применялась.

Кроме того, из УК РФ исключается положение «Нарушение лицензионных требований и условий» «Неопределённость этой законодательной формулировки по отношению к действиям предпринимателей и банкиров приводит к расширительному её толкованию, а в ряде случаев открывает возможность для злоупотреблений», — признает сам Президент.

Особо стоит отметить, что новый закон усиливает ответственность чиновников за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. За это правонарушение предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей.


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru