16 марта 2012, 13:41

Выбор редакции

Эффективная минимизация: кому отдать риски — страховщику или Фактору

Ifactoring.ru выяснил,что выгоднее.

Некто Алексей М. обратился к ifactoring.ru с просьбой помочь разобраться, что для его компании эффективнее с экономической точки зрения — страхование риска неплатежа в страховой компании или поручительство факторинговой компании за покупателей на случай неплатежа. НФК получила исходные данные от Алексея, а также информацию об условиях, озвученных ему страховой компанией.

Алексей предложил ориентироваться на годовой оборот компании в 860 млн руб., из которого на розничные сети приходится 540 млн, на городских и региональных оптовиков — 320 млн руб. В среднем компания Алексея предоставляет своим клиентам отсрочку в 60 дней. Платежная дисциплина сетей сомнений у него не вызывает, ему нужно минимизировать риски неоплат со стороны несетевых Покупателей.

Страховая компания, предложение которой показалось Алексею привлекательным, сообщила ему, что готова страховать только весь портфель «дебиторки» под 0,9% от всего оборота с франшизой в 20%. По условиям страховой компании страховая премия будет начислена, и должна быть оплачена клиентом, авансом сразу на весь заявленный оборот. При страхуемом обороте в 860 млн руб. она составит 7,740 млн руб, и только 80% от объема «дебиторки» будут застрахованы. Кроме того, если по факту оборот за год окажется меньше, чем планирует Алексей, комиссия, начисленная в самом начале, изменений не претерпит, то есть фактически он заплатит за неоказанные ему услуги.

В качестве альтернативы НФК предложила поручительство, причем размер покрытия составил 90% от передаваемой «дебиторки», и речь шла только об оптовиках, как и хотел Алексей. Ставка НФК — 1,1% от суммы покрытия без какой-либо франшизы. То есть в отличие от страховых компаний НФК начислит комиссию только на те 90%, которые будут покрыты поручительством. В результате, стоимость услуги составит 3,168 млн руб. (320 млн руб. х 90% х 1,1%). И если вдруг компания Алексея не выполнит план по продажам в адрес несетевых дебиторов, и оборот за год по оптовикам составит меньше ожидаемого в начале объема, итоговая комиссия уменьшится пропорционально.

К страхованию и поручительству прибегают тогда, когда есть хоть малейшая вероятность того, что кредитная защита пригодится, и по ней будут произведены выплаты. Посмотрим, как будет развиваться ситуация при наступлении страхового случая. Например, покупатель Алексея не оплатил поставку на 8 млн руб. Страховая компания выплатит Алексею 6,4 млн руб. (80% от объема), НФК — 7,2 млн руб. (90% от объема).

Период ожидания выплаты при страховании риска неплатежа после наступления страхового случая может составлять от 180 до 240 дней, при поручительстве — максимум 120. Получается, что свои 6,4 млн руб. Алексей будет дожидаться от страховой чуть ли не 8 месяцев, а от НФК получит 7,2 млн руб. в 3-хмесячный срок.

Страховать или не страховать — для многих зрелых бизнесов сегодня уже не вопрос. Риск неплатежа покупателя — очень серьезный, особенно в нашей огромной и непредсказуемой стране. Иногда бизнес даже крупных клиентов, который ранее никогда не вызывал вопросов сталкивается со сложными обстоятельствами. Не говоря уже о никому неизвестных покупателях, которые физически находятся в нескольких днях пути от поставщика.

Другое дело как минимизировать риск, и сколько это будет стоить. Каждый раз приходится считать и просчитывать разные варианты с поправкой на условия. Казалось бы, 0,9% страховой компании против 1,1% Фактора — выгодное предложение, но при детальном рассмотрении сотрудничество с факторинговой компанией оказывается более выгодным, комфортным и понятным.

Александр Пимонов, директор Группы Компаний «Балтийский пекарский дом», г. Калининград:

— Нам во всех отношениях удобно и безопасно работать на условиях поручительства НФК. Мы можем заключать контракты с клиентами и поставлять им продукцию без страха понести убытки. У нашей компании большие возможности, а теперь, когда они не ограничены рисками неоплат, мы грузим столько, сколько производители готовы у нас взять. Наши финансовые потоки стали более прозрачными за счет исключения потерь от неоплат, что, несомненно, повысило надежность нашего бизнеса.

Подробнее на сайте

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.