Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свердловчане все больше жалуются на банки

23 марта 2010, 11:34
Новости партнеров
Количество жалоб граждан на действия кредитных организаций области ежегодно увеличивается. Какие претензии законны, а какие нет?

О росте жалоб свердловчан на банки явно свидетельствует статистика Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за 2006-2010 годы. Если в 2006 году с жалобой на качество финансовых услуг обратилось только 2 потребителя, то за 2009 год поступило почти 200 обращений (81 письменных и 108 устных).

Чаще всего жители области жаловались на «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «Банк Русский Стандарт», «Русфинанс Банк», «Драгоценности Урала», «Альфа-Банк», «Уральский Банк реконструкции и развития», «АКБ «Росбанк», «Ренессанс Капитал», «Банк 24.ru», «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу».

Значительное число поступивших обращений граждан, связанно с претензиями имущественного характера — о допущенных банком ошибках при расчетах суммы задолженности и начислении несоразмерно большой суммы штрафов (пеней).

С сентября 2008 года резко возросло количество жалоб о нарушении сроков выдачи денежных средств со вкладов, увеличении процентных ставок по кредитам, наложении обязанности по страхованию жизни и здоровья заемщика.

Практически все постановления Роспотребнадзора были обжаловны банками в суде. Однако по делам, рассмотренным Арбитражным судом Свердловской области, подтверждено ущемление прав потребителей.

«Складывающаяся судебная практика неоднозначна. Так, например, в схожих случаях Арбитражный суд Москвы не находит нарушения потребительских прав, тогда как арбитражные суды иных регионов все чаще выносят решения в интересах потребителей. Тем не менее, правовая позиция Управления о недопустимости нарушений потребительского законодательства в сфере оказания финансовых услуг все чаще разделяется судами различных инстанций, что является положительной тенденцией», — заявили в Роспотребнадзоре.

Наиболее частые нарушения прав потребителей со стороны банков

1. Дадим вам кредит, если откроете банковский счет
Открытие расчетных, депозитных и иных счетов является правом, а не обязанностью граждан (ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). А потому данные условия нарушают требования закона «О защите прав потребителей» (ст.16).

2. Взяли кредит — заплатите комиссию за счет
Открытие и ведение ссудного счета (счета по учету выданных кредитов и иных размещенных средств)не является услугой по проведению банковских операций. А значит, и взимание комиссии за осуществление данной деятельности не соответствует закону.

3. Извольте заплатить не только процент, но и комиссию за предоставление и обслуживание кредита
Оплачивая процентную ставку за пользование кредитом и возвращая полученную денежную сумму, заемщик выполняет все свои обязательства (ч.1 ст. 819 ГК РФ). Условия договора об обязанности заемщика оплатить помимо годовой процентной ставки по кредитному договору еще и комиссию за предоставление кредита не основана на норме закона.

4. Спорить будем по адресу банка
Определение банком суда, в котором подлежат рассмотрению споры по договору, напрямую нарушает права потребителя и ограничивает его право на защиту, поскольку закон дает право выбирать место суда именно истцу (п.2 ст.17 Закона «О защите прав потребителей»).

5. Процентная ставка по кредиту — изменю, как захочу
Ни в Гражданском кодексе, ни в ином законе не содержится перечня случаев, когда банк в отношениях с потребителем вправе в одностороннем внесудебном порядке изменить процентную ставку. Изменение условий возможно по соглашению сторон (п.1 ст. 452 ГК РФ) или по одностороннему требованию банка, но лишь в судебном порядке и только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 450 ГК РФ.

6. Берёте ипотеку — застрахуйте свою жизнь и здоровье
По Гражданскому кодексу, страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию. Предоставление кредита при условии обязательного оказания услуг страхования (личного страхования заемщиков, страхования титула и т. п.) ущемляет права потребителей. Законодательством установлен только один случай страхования в силу закона — страхование заложенного имущества залогодателем. Иных случаев обязательного страхования при кредитовании и залоге имущества законодательством не установлено.

7. Хочешь снять деньги заплати комиссию
Договор банковского вклада является односторонней сделкой, по которой обязанности возникают только у банка. Банк получает возможность пользоваться размещенными на вкладе денежными средствами и несет перед гражданином обязанность по первому требованию возвратить вклад и выплатить проценты (п.2 ст. 837 ГК РФ). Гражданин же обладает правом требования вклада и процентов. Если же банк устанавливает комиссию за выдачу денежных средств с вклада в рамках договора банковского вклада, он нарушает закон (ст. 834 ГК РФ).


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru