Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Не учи ученого

17 марта 2010, 15:17
Новости партнеров
Большинство компаний планируют увеличить расходы на обучение своих сотрудников в 2010 году, однако тренинговым компаниям ждать подъема пока рано.

По результатам опроса работодателей России, более двух третей компаний в 2010 году увеличивают расходы на персонал по сравнению с 2009 годом. Однако большая часть из них планирует проводить переобучение своими силами.

Обучение по системе «глухие телефоны»

«В Екатеринбурге ситуация складывается именно таким образом, — констатирует бизнес-тренер Александр Меренков. — Многие компании уже поняли, что необходимо снова обучать сотрудников, однако ресурсы ограничены, поэтому компании находятся перед выбором — привлекать сторонних преподавателей или обучать своими силами».

Часто руководители посылают на тренинги одного сотрудника, который, обучившись, возвращается на предприятие и передает свои знания остальным сотрудникам. Это позволяет сэкономить материальные ресурсы, но эффективность подобной схемы у профессионалов вызывает большое сомнение.

Анна Зиньковская, бизнес-тренер, директор центра бизнес-образования «ПРОдвижение»:

— Стоматолог не может качественно сделать кардиограмму. Так и в бизнесе: даже хороший специалист вряд ли сможет на должном уровне проводить бизнес-тренинги в своей компании. Взять тренера в штат — это уже более профессиональный подход. Но опять же — ни один бизнес-тренер не обладает столь разнообразными способностями, чтобы преподавать разные программы.

Компании действительно ставят в приоритет внутреннее обучение, — говорят в компании «Апрайт». При этом необходимо понимать, что для обучения внутрифирменным технологиям лучше подходят сотрудники компании, а для привнесения новых знаний и технологий нужны сторонние преподаватели, — отмечает Меренков.

Евгения Бунина, руководитель отдела продаж корпоративного обучения компании «Апрайт»

— В целом основные тренды в системе обучения, которые проявились явно в 2009 году, сохраняются и сейчас: происходит сокращение бюджетов на обучение в среднем на 40-60%; в процесс обучения активно вовлекают руководителей в качестве кураторв, преподователей, коучей; компании ищут альтернативы привычным формам внешнего обучения (тренинги, семинары) и чаще используют новые методы обучения своих сотрудников «на рабочем месте».

Фактор цены

К сожалению профессионалов, фактор цены по-прежнему остается определяющим в вопросах бизнес-образования.

Александр Меренков, бизнес-тренер:

— В России еще не сложился подход к оценке бизнес-тренеров по эффективности их работы. Поэтому так популярны дешевые тренеры, которые обучают тому, чему могут обучать сотрудники компании. Для тренеров, чьи тренинги дают желаемый заказчиком эффект, цена не может быть дешевой.

Впрочем клиентов отпугивает не только слишком высокая, но и чересчур низкая стоимость обучения. «Высокая цена до сих пор неприемлема для большинства компаний. В то же время слишком низкая стоимость образовательных услуг — вызывает подозрения в качестве и отпугивает клиента. Среднерыночная цена плюс отзывы других компаний — вот совокупность факторов, по которым принимает решение клиент», — анализирует Анна Зиньковская.

«Вообще, компании более вдумчиво стали относиться к обучению, и хотят максимально качественное обучение, при этом вопрос стоимости один из определяющих. И обучающим компаниям крайне важно реагировать на запросы быстро и гибко», — заключает руководитель отдела продаж корпоративного обучения компании «Апрайт».

Образование в росте

Участники рынка бизнес-образования Екатеринбурга уверены — рост в их сегменте рынка будет. Какой именно — прогнозы разных игроков расходятся: от 10% до 50%.

«В основном рост произойдет за счет обучения продажам, стратегических сессий, позволяющих найти новые направления для роста, тренингов по поиску новых технологий брендинга и маркетинга, а также тренингов по командообразованию», — считает бизнес-тренер Александр Меренков.

В «Апрайте» прогнозируют, что рост будет обусловлен спросом на «навыковые» программы обучения, когда речь идет о конкретных знаниях и умениях, связанных с выполнением определенного должностного функционала.

Сегодня наибольшим спросом пользуются программы по продажам, поиску своего места на рынке, выявлению ключевых ценностей продукта, также предприниматели активно используют коучинг для развития себя. Популярны также мероприятия в формате «дискуссионных клубов», объединяющих большие группы участников. «Если говорить о руководителях, то востребованы программы обучения направленные на отработку умений грамотно передавать и транслировать эти знания своим подчиненным», — добавляет Евгения Бунина.

Позиция бизнеса

Прогнозы профессионалов бизнес-образования подтверждают и планы по обучению компаний. Крупные компании, как минимум, не будут сокращать бюджеты на обучение сотрудников. В большинстве случаев образовательный бюджет предприятий только возрастет, причем в смете расходов на обучение — как внутренние образовательные программы, так и привлечение внешних специалистов.

Геннадий Черных, генеральный директор управляющей компании «ПРЕД-Групп»:

— Мы всегда обучаем своих работников. Не могу сказать — больше или меньше в этом году по сравнению с прошлым, это происходит по мере необходимости. План обучения на 2010 год есть, заключены договоры, люди учатся почти без отрыва от производства. Некоторые получают второе или даже третье высшее образование. К услугам тренинговых компаний прибегать не планируем. Считаю, что это трата времени, особенно в части тренингов по командообразованию. Мы направляем персонал в образовательные учреждения (университеты, институты), либо на узкопрофессиональные семинары — например, по изменению законодательства в строительстве, по сметному делу. Для управляющей компании важно брокерское направление, поэтому мы обучаем агентов, а также повышаем уровень знаний технических специалистов, поскольку в этой сфере постоянно появляются новые разработки, которые можно применять на наших объектах.

Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью МТС-Урал:

— МТС проводит обучение ежегодно. В этом году мы прогнозируем, что бюджет на обучение сотрудников на Урале вырастет на 50% по сравнению с 2009 годом. При обучении сотрудников мы используем как собственные, так сторонние ресурсы. У нас работают штатные тренеры и развита система дистанционного обучения. Кроме того, мы реализуем совместные проекты с образовательными центрами. Например, нами разработан и реализуется совместный образовательный проект с Московской школой управления Сколково «ДНК лидерства МТС». Он представляет собой сочетание образования и консалтинга с использованием лучших мировых практик в индустрии телекоммуникаций и IT индустрии, и в нем принимают участие несколько менеджеров из МТС-Урал.

Пресс-служба авиакомпании «Уральские авиалинии»:

— «Уральские авиалинии» планируют увеличить затраты на обучение в этом году. В основном проходит обучение летный состав — в Учебно-тренировочных центрах (внешние организации), но есть и курсы, которые преподает наш персонал (летчики и бортпроводники). Работники других подразделений тоже периодически посещают семинары, курсы. В основном, мы прибегаем к услугам тренинонговых компаний, школ и учебных центров.


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru