Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Резкое повышение акцизов на пиво никому не выгодно

10 сентября 2009, 16:48
Новости партнеров
Круглый стол «Новые акцизы и региональный рынок: Варианты, прогнозы, перспективы»

Вчера в Екатеринбурге состоялся круглый стол на котором представители пивоваренной отрасли, директора предприятий по производству тары и упаковки, транспортных перевозок, торгового бизнеса, представители органов власти и независимые эксперты обсудили возможные последствия принятия предложений Правительства об индексации ставок акцизов на подакцизные товары на 2010 год. Участники обсуждения пришли к выводу: рост акцизов на пиво на 190% резко сократит производство и продажи пива, не приведет к ожидаемому пополнению бюджета, но будет способствовать увеличению потребления дешевого и контрафактного крепкого алкоголя.

Об экономической стороне последствий трехкратного увеличения акциза на пиво высказался Виктор Пятко, заместитель председателя Совета Союза российских пивоваров, вице-президент ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»: «Линейная логика Минфина, что при повышении акцизов в три раза, можно получить в три раза больше денег, - не работает. Снизятся объёмы производства, а при низких объемах уменьшится большая часть налогов (налог на прибыль, НДС и др.) и, как следствие, вместо пополнения бюджета, мы получим его уменьшение».

Макроэкономические последствия резкого повышения акцизов на пиво осветил в своем выступлении независимый эксперт, кандидат экономических наук Константин Селянин: «Следует признать, что пивоваренная отрасль - одна из самых прозрачных отраслей в российской экономике, дисциплинированно платящая налоги. Эффективность сборов акцизов в ней достигает 99,8%. И я считаю, что решение начать повышение акцизов именно с пивоваров было обосновано тем, что с дисциплинированных плательщиков будет проще собрать дополнительные средства. Но эта простота очень опасна, потому что она даст серьезную фору менее дисциплинированным отраслям, производителям нелегального алкоголя и поставит в неравные условия игроков на рынке». Эксперты согласились с мнением, что позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации выпадающих доходов от производства нелегального крепкого алкоголя.

Однако попытка решить бюджетные проблемы за счет резкого роста акцизов на пиво может иметь катастрофические последствия для развития пивоваренной отрасли в России. Резкое падение производства в пивоваренной отрасли в текущем году - уже стало очевидным следствием, в том числе последовательного увеличения налоговой нагрузки на отрасль в течение последних лет, не учитывающей реальную покупательную способность населения и сложившийся дисбаланс цен на рынке пива, вина и крепкого алкоголя. «Уже сейчас, в розничной сети соотношение средней цены единицы продукции пива и крепкого алкоголя находится на уровне 1:4, а в случае с алкоголем теневого рынка, повсеместно присутствующим в розничной торговле, это соотношение уменьшается до 1:2, и это – до повышения акцизов! В советские времена соотношение потребительских цен водки и пива равнялось 1:10 (1:15), такое же соотношение выдерживается в настоящий момент в западных странах», - сообщил директор филиала «Балтика - Челябинск» Сергей Бабинский. В условиях ограниченных финансовых ресурсов все большей популярностью у россиян будет пользоваться нелегальная водка, произведенная без уплаты акциза. Эксперты высказали опасение, что эта ситуация несомненно ставит под сомнение устойчивое социально-демографическое развитию страны.

Участники круглого стола отметили, что существует угроза стабильному развитию не только пивоваренной отрасли, в которой по данным за 2008 г. работает более 50 тысяч человек, но и смежных отраслей, таких как сельское хозяйство, производители упаковочных материалов, торговые и транспортных организации. По статистике каждое рабочее место в пивоваренной отрасли создает дополнительно 10-12 рабочих мест в смежных отраслях. Об этом в своих выступлениях рассказали директор направления ЗАО «Компания «Юниленд – Екатеринбург» Александр Шумилов, директор «Ретал Екатеринбург» Кирилл Солонович. Директор представительства ООО "ТЭГ "Гардарика" Андрей Ткачев, например, прогнозирует снижение объемов перевозок до 40%. «Практически треть нашей загрузки – это перевозка продукции пивоваренных предприятий, - рассказал Андрей Ткачев. – Как только у них упадут объемы, неизбежно начнутся проблемы и у нас. В этих условиях нам придется задуматься о такой непопулярной мере как сокращение персонала. Последствия повышения акцизов только усилят проблему занятости населения, порожденную кризисом».

Исполнительный директор Некоммерческого Партнерства «Урал Пищепром» Иван Колодяжный подвел итог, что «новые акцизы – это одноразовая инъекция. Никакого положительного эффекта для бюджета мы не увидим. Повышение акцизов должно равняться уровню прогнозируемой инфляции, и не более того. Этого вполне достаточно для того, чтобы и сохранить отрасль, и пополнить бюджет».

В окончании дискуссии участники пришли к выводу о том, что несбалансированные решения не выгодны никому: ни государству, ни бизнесу, ни обществу, и даже опасны. Акциз во всем мире является главным инструментом регулирования ценообразования на рынке алкогольных напитков и, следовательно, их экономической доступности. «Это мощнейший, если не единственный эффективный регулятор рынка, - пояснил Сергей Бабинский». По мнению участников круглого стола, недопустимо, с одной стороны говорить о необходимости оздоровления нации и снижении потребления абсолютного алкоголя на душу населения, а с другой стороны с помощью акцизной политики создавать условия для стимулирования потребления крепкого алкоголя, произведенного нелегально.