Напомним, на прошлой неделе Министерство подготовило и обнародовало проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Согласно документу, коллекторы будут обязаны вступать в профильные саморегулируемые организации (СРО) и страховать ответственность. Размер членского взноса в такую организацию составит 100 тысяч рублей, а минимальный размер страховки — 5 млн рублей в год.
Законопроект несколько ограничивает коллекторов и в методах работы. В частности, напоминать клиентам о долгах можно не чаще трех раз в сутки и не более двух раз в течение часа. Делать это можно по телефону, всемирной сети и по обычной почте, однако при этом коллекторам запрещено указывать на конверте, что письмо является долговым.
За недобросовестные действия коллектора в отношении должника предлагается ввести штраф в размере
Участники рынка отмечают: несмотря на большой резонанс значение закона, регламентирующего деятельность коллекторских агентств, сильно преувеличено, и вряд ли произойдут какие-то существенные изменения — и для должников, и для самих коллекторов.
— Стандарты, прописанные для субъектов коллекторской деятельности в законе, и те, которые предстоит выработать СРО, уже во многом зафиксированы существующими коллекторскими объединениями и являются своего рода минимальным джентльменским набором для выхода на рынок взыскания долгов физических лиц по кредитам.
Полномочия, которые вроде бы должны появиться у субъектов коллекторской деятельности (получение информации от госорганов и т.д.), на проверку оказываются ограниченными тайнами, предусмотренными законодательством, и получается, что коллекторы могут получить сведения, которые и сейчас открыты. Вроде бы новым должно стать то, что субъекты коллекторской деятельности могут получить информацию в бюро кредитных историй, но понятие «субъект коллекторской деятельности» привязано к работе по агентской схеме, а значит, ситуация с доступом к информации по выкупленным коллекторами долгам может остаться под вопросом.
Единственное реально важное, но чисто в формальном плане, изменение — разрешение передавать коллекторам сведения, составляющие банковскую тайну, но уже 5-6 лет все и так передают эти сведения несмотря на формальное нарушение.
Уральские юристы отмечают, что в этом шаге больше популизма.
«Коллекторская деятельность и так была абсолютно законной. Несмотря на все разглагольствования реальных дел в отношении незаконных действий коллекторов вообще нет. Содействие банкам во взыскании задолженности регулируется нормами Гражданского кодекса об оказании посреднических услуг. Необходимости принимать дополнительный закон не было. Реальная причина — популизм. Есть некое недовольство в обществе со стороны заемщиков, и власти просто говорят: «Давайте мы вас защитим». Это имитация бурной деятельности, возможно, в преддверии выборов», — считает старший партнер группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С».
— На самом деле в законопроекте нет норм, которые как-то существенно осложнят коллекторскую деятельность. Конечно, затраты на создание компенсационного фонда коллекторов и страхование профессиональной ответственности не обрадуют, но — для серьезных коллекторских организаций это не является нереальным.
Но нужно учитывать еще и тот печальный факт, что СРО и страхование профответственности в РФ реально не работают. Ни одна саморегулируемая организация серьезно не занята чисткой рядов... Система СРО работает на Западе благодаря наличию этических стандартов и жестких требований к репутации бизнесмена. В России этого нет, и все превращается в сущую формальность.
Введение законом административной ответственности (штрафа в 2,5–5 тысяч рублей) делу тоже не поможет. «Для коллекторов страшна не административная ответственность, а возможность отказа крупного клиента-кредитора от сотрудничества, которая есть и сейчас при нарушении сложившихся правил игры», — говорит Дмитрий Жданухин. По его словам, недобросовестные коллекторы с принятием закона легко «мимикрируют» под юристов или будут использовать различные схемы выкупа задолженности.
«Закон, безусловно, необходим для упорядочивания взаимоотношений между участниками отрасли и законодательного закрепления их прав и обязанностей», — говорит заместитель гендиректора «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная. Но эксперт добавляет: «Документ, опубликованный на сайте Минэкономразвития, — это пока только проект, а потому с большой вероятностью можно предположить его дальнейшее обсуждение, изменение и внесение правок».