Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецпроект 66.ru: Откровенный разговор об экспресс-кредитах

24 марта 2011, 09:31
интервью
Впервые портал 66.ru собрал за столом сразу нескольких банкиров. Выбор пал на весомых игроков рынка экспресс-кредитования.

Какой русский не любит быстрый кредит! Быстро. Много. Здесь и сейчас. О тонкостях продукта и перспективах рынка — за ланчем говорим с представителями трех банков: «Восточный экспресс банк», «ТРАСТ» и «ВУЗ-банк».

Разговор о быстрых кредитах вышел бурный и эмоциональный. Для начала сложно было договориться о том, что же сегодня является экспресс-кредитом? Если в госбанках срок принятия решений в 5 дней — это неимоверная скорость, то для коммерческого банка час — это катастрофически долго. Но в целом тенденция очевидна: взять кредит становится все проще, даже неповоротливый Сбербанк обещает выдавать ипотеку за три дня. Коммерческие банки, надо сказать, уже встали на этот путь: в «ВУЗ-банке» все потребительские кредиты выдаются в течение дня, в банке «Траст» — в течение часа, а рекорд «Восточного экспресс банка» — 8 минут.

Все там будем

Тенденция вполне понятна: банки будут выдавать деньги быстрее, вне зависимости от названия и назначения кредита. «К этому нас подталкивает жесткая конкуренция», — объясняет вице-президент банка «Траст». Скоро все кредиты перейдут в разряд «экспресс» — это закономерный этап эволюции банковского рынка.

Иван Голованов, вице-президент НБ «ТРАСТ»:

— Потенциальные клиенты становятся более разборчивыми и не всегда готовы ждать день-два, чтобы получить заем. В конечном итоге мы получим N-ное количество банков, умеющих быстро выдавать кредиты с примерно одинаковыми ставками, различающихся набором дополнительных сервисных услуг.

Банкиры делают ставку на автоматизацию. Возможно, скоро кредит можно будет взять не в офисе банка, а в терминале.

Станислав Дехтулинский, региональный директор по Свердловской области «Восточного экспресс банка»:

— Думаю, вскоре банки вообще уйдут от формата больших офисов и огромного количества касс, от человеческого фактора как такового, в том числе и в процессе выдачи кредитов. Процедура получения и погашения кредита будет максимально автоматизирована. Клиенты смогут как брать, так и погашать кредиты не в офисе банка, а через банкомат или терминал. Это позволит сократить не только время оформления, но и стоимость обслуживания кредита.

Хотя о переходе на полное «самообслуживание» и «кредит по нажатию кнопки» говорить пока рано. Виной тому — неготовность населения.

Ольга Стерхова, директор департамента розничного бизнеса по кредитованию физических лиц «ВУЗ-банка»:

— Зачастую образование заемщика, который берет экспресс-кредит, не выше средне-специального. Нередко люди боятся высоких технологий, карточек и даже банкоматов. Все эти инновации для них сложны и непонятны: они хотят, чтобы с ними поговорили, выдали «живые», бумажные деньги и чек с синей печатью. В России говорить о таких масштабах автоматизации пока рано.

Иван Голованов, вице-президент НБ «ТРАСТ»:

— Недавно у нас в отделении был показательный случай: пришла бабушка и говорит: «Девушка, не могу снять деньги с карточки. Помогите!».
«Как вы это делаете, покажите?» — просит сотрудница банка. Вместе они подходят к банкомату, бабушка вставляет карточку в банкомат и говорит: «Миленький, дай 300 рублей, пожалуйста!»

Быстрее, дешевле и больше

Сегодня рынок экспресс-кредитования, по экспертным оценкам, почти достиг 160 млрд рублей. При этом кредиты в среднем выдаются по ставке 40-60%, если это кредит в магазине (так называемый POS-кредит), и под 20-30%, если клиент пришел в отделение банка. «В банке получить кредит можно гораздо дешевле и так же быстро. Большинство людей научились считать свои деньги, поэтому очередь заемщиков, обращающихся непосредственно в офис, постоянно растет», — отмечает Иван Голованов.

Кроме того, банкиры обещают и снижение ставок, даже несмотря на сложную ситуацию с набирающей обороты инфляцией.

Ольга Стерхова, директор департамента розничного бизнеса по кредитованию физических лиц «ВУЗ-банка»:

— В условиях сильной конкуренции банки не могут не ориентироваться друг на друга, поэтому коллективно делают условия по кредитам более лояльными. Также снижению ставок может способствовать вступление в силу закона о потребительском кредитовании, который, в частности, регулирует такие спорные вопросы, как комиссии и штрафы.

Иван Голованов, вице-президент НБ «ТРАСТ»:

— Народу нужны наличные деньги, экономика развивается, объемы потребительского спроса растут. Банки ищут более дешевые источники фондирования, находят их и получают более дешевые деньги.

Выбранный правительством «курс на честность» и публично представленный проект закона «О потребительском кредите» также могут способствовать некоторому снижению ставок. Банки законодательно обяжут указывать полную стоимость кредита и ограничат в комиссиях.

Впрочем, вопрос честности с заемщиком, как отмечают сами банкиры, «не первой свежести».

Станислав Дехтулинский, региональный директор по Свердловской области «Восточного экспресс банка»:

— Этот вопрос вызывает у меня ощущение дежавю. В 2007-2008 годах регулятор (ЦБ РФ) обязал банки до подписания кредитного договора уведомлять заемщиков об эффективной процентной ставке. Но по формуле расчета этой эффективной ставки несколько ведомств договориться так и не смогли, поэтому было введено понятие «полная стоимость кредита». С тех пор кредитные организации в обязательном порядке уведомляют заемщиков о полной стоимости кредита. Однако законодательного закрепления этой нормы не было, были лишь рекомендации ЦБ. Так что клиенты все эти цифры уже видят, причем не мелким шрифтом, как это было раньше, а полноценным документом — в виде приложения к кредитному договору.

Кредит с доставкой на дом

В ходе разговора участники беседы приоткрыли и завесу тайны по поводу будущих проектов: кто-то будет более активно продвигать приложения для iPad, а кто-то будет выдавать кредиты «с доставкой на дом».

Национальный Банк «ТРАСТ» делает ставку на развитие интернет-банкинга и высокотехнологичных сервисов. К примеру, в банке уже появилось приложение для iPad и iPhone.

«ВУЗ-банк» намерен завоевать клиентов с помощью заботы о клиенте.

Ольга Стерхова, директор департамента розничного бизнеса по кредитованию физических лиц «ВУЗ-банка»:

— Сегодня актуально не просто предоставлять высококачественные финансовые услуги, но делать это эмоционально комфортно для клиента, то есть создавать у заемщика ощущение заботы, помощи, пребывания в дружественной компании.

«Восточный экспресс банк» видит будущее в дистанционном обслуживании и адресном подходе. Адресном — в буквальном смысле этого слова. Вы еще не взяли кредит? Тогда мы идем к вам!

Станислав Дехтулинский, региональный директор по Свердловской области «Восточного экспресс банка»:

— Банк начал тестирование нового формата — банковское обслуживание с выездом к клиенту. Уже в 2011 году в выездном формате клиентам крупных городов будут доступны наиболее популярные банковские услуги: оформление кредита или кредитной карты и открытие вклада. Сейчас мы готовы выезжать к клиенту в офис или домой для подписания документов и оформления выдачи кредита.

Справедливости ради нужно отметить, что «Восточный экспресс банк» не первый выходит на рынок с подобным предложением. Однако прежде банки работали по такой схеме преимущественно с премиальным сегментом. КБ «Восточный» собирается выдавать таким образом кредиты даже на незначительные суммы. Ехать в час пик на Уралмаш, чтобы выдать кредит в сумме 10 000 рублей? Нет проблем! «Не буду раскрывать наших технологий, но сервис окупается, в нескольких регионах у нас это уже с успехом работает», — уверяет Станислав Дехтулинский. Что ж, время покажет.

Фото: Даниэла Верцбергер

Благодарим пироговую «Штолле» за содействие при подготовке материала.

Внутренний фотобанк компании