«Уралфинпромбанк» лишился лицензии еще в декабре прошлого года. УФПБ стал «одним из» в череде громких отзывов лицензий. Тогда СМИ много говорили о судьбе вкладчиков и кредиторов. Теперь дело дошло и до сотрудников банка.
Увы, история печальна. Все работники «Уралфинпромбанка» должны быть уволены. Что, в общем, неудивительно для банка, которого уже лишили лицензии и объявили банкротом, а вскоре и вовсе ликвидируют. По закону так и должно быть. Однако среди кандидатов «на вылет» оказались и беременные сотрудницы.
— 21 февраля я получила уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, согласно которому меня должны уволить спустя два месяца. Получается, я могу остаться безработной за 1,5 месяца до начала декретного отпуска. Считаю, что это незаконно, потому как признание организации банкротом не всегда означает ее ликвидацию, и оснований для увольнения пока нет. Я уж не говорю о том, что если меня уволят, я буду обречена на пособие по безработице и мизерное пособие по уходу за ребенком. А ведь, планируя ребенка, я рассчитывала совсем на другие деньги.
Пособие по уходу за ребенком для безработных и правда мизерное. По ст. 8 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» женщины, уволенные в связи с ликвидацией, с учетом индексирования на 01.01.2011 могут рассчитывать на 438, 87 рублей в месяц плюс пособие по уходу за ребенком с учетом индексации с 01.01.2011 г. — 2194,34 рубля (ст.15).
Обеспокоенная своей судьбой Татьяна написала и отправила 25 февраля письмо конкурсному управляющему, в котором просила ответить, «каким образом будут продолжены или расторгнуты трудовые отношения после истечения двухмесячного срока со дня ознакомления с уведомлением?» (копии документов есть в редкции).
В ответ женщина получила письмо от представителя конкурсного управляющего, в котором подробно объяснялось, согласно каким нормам закона беременную женщину должны уволить. В письме ссылаются и на ТК Рф, и на закон «О банках и банковской деятельности, и на закон «О несостоятельности и банкротстве», и на Гражданский кодекс РФ. Вывод у конкурсного управляющего прежний: уволить, нельзя держать. Причем сделать это следует до 21 апреля (два месяца с момента получения уведомления об увольнении).
В Агентстве по страхованию вкладов объясняют: конкурсный управляющий действует строго по букве закона.
— Дело в том, что ликвидация банка и ликвидация предприятия — это, как говорится, две большие разницы. Если предприятие после назначения конкурсного управляющего еще может вернуться к нормальной деятельности, то банк — никогда. После отзыва лицензии и объявления о банкротстве дороги назад нет. Увольнение сотрудников остается делом времени. Более того, законом установлена обязанность конкурсного управляющего в месячный срок после назначения конкурсного управления уведомить всех сотрудников о предстоящем увольнении.
Юристы считают, что как раз вопрос времени должен быть решен по-другому: уволить (а значит, и оставить без постоянного заработка)беременных женщин можно гораздо позже. А такая поспешность «носит явный и грубый противозаконный характер».
— Аналогичная ситуация с неправомерным увольнением была рассмотрена Верховным судом, по поводу чего ВС РФ вынес определение, из которого следует, что ликвидацией предприятия является момент завершения конкурсного производства, после чего следует внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. В нашей ситуации конкурсное производство назначено до февраля 2012 года, и до этого момента увольнение беременной женщины носит явный и грубый противозаконный характер.
Напомним, окончание конкурсного управления в отношении этого банка назначено на февраль 2012 года. Молодые мамы могут спокойно получать декретные от работодателя почти год, считают юристы. Однако в АСВ упирают на то, что такой подход к банку неприменим и аргументируют: позже увольнять сотрудников будет просто некому.
— Ваше увольнение по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, после исключения банка из ЕГРЮЛ невозможно, поскольку после внесения в него соответствующей записи, конкурсный управляющий, как орган управления Банком, утратит свои полномочия, в том числе по увольнению работников, то есть увольнять Вас будет некому, что нарушает Ваши права в сфере пенсионных и трудовых отношений.
По словам Татьяны Колесовой, у неё есть еще две коллеги, которые оказались в схожем положении, когда радость материнства омрачена тяжбами и увольнением.
«По этому поводу будет как обращение в прокуратуру, так и дальнейшее обращение в суд за защитой прав. Полагаю, данные действия будут произведены в отношение всех женщин, которые беременны или находятся в декретном отпуске, чьи права нарушены незаконными действиями конкурсного управляющего», — уточняет Василий Федорович.