Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Инфляция ускорится до 9%. Ждет ли Россию «турецкий сценарий» с рекордно высокими ценами

Центробанк хлопок рубля
3 декабря 2024, 08:17
Фото: Илья Питалев, РИА Новости
В Турции ключевая ставка составляет 50% годовых, и это не помогает справиться с инфляцией, которая разогналась до 48,5%. Риски того, что в 2025-м в России будет стагфляция, выросли, считают эксперты. Чтобы избежать «турецкого сценария», Центробанку придется маневрировать между слишком высокими и слишком низкими ставками. Даже при благоприятном исходе событий в начале следующего года темпы роста цен останутся высокими.

Банк России уже сейчас пытается не допустить повторения ситуации, как в Турции, применяя жесткую денежно-кредитную политику. Такое мнение высказали аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» в докладе «ДКП-2025: «в яблочко» или «в молоко»?»

Инфляция к концу 2024 года будет на уровне 9% годовых, считают пять из восьми опрошенных экспертов и участников рынка. Аналитики ухудшили ожидания из-за ослабления рубля. В последнюю неделю ноября он резко ослаб по отношению к доллару — на рынке Forex курс доходил до 114 рублей.

Инфляция в России зависит не только от обесценивания рубля и роста цен на импортные товары. Среди других факторов — нехватка кадров, которая приводит к повышению зарплат специалистов, чтобы привлечь людей в определенные сферы, сказала Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global.

Кроме того, на рост цен повлияли увеличение топливных и транспортных расходов и индексация утильсбора на иностранную автотехнику на 70–85% с 1 октября, добавила Ольга Беленькая из ФГ «Финам». С 1 января 2025-го ожидается индексация еще на 10–20%. Также оказывают влияние потери урожая весной 2024 года из-за неблагоприятных погодных условий и возобновление роста мировых цен на продовольствие, сообщила Беленькая.

Ослабление рубля в конце ноября приведет к еще большему ужесточению денежно-кредитной политики Центробанка, считает Наталья Мильчакова. По словам аналитика, совет директоров регулятора на заседании 20 декабря увеличит ключевую ставку сразу на 2 п. п. — до 23% годовых.

В докладе «Эксперт РА» составили два варианта стагфляционного сценария на 2025 год:

  1. При постепенном смягчении денежно-кредитной политики экономика все равно останется перегретой, но уровень ставки уже не будет сдерживать спрос. И хотя корпоративный сектор получит больше возможностей для совершения инвестиций, мощности увеличатся не мгновенно. Кроме того, это не решит проблему дефицита кадров. «Спрос вырастет сразу же и даст сильный инфляционный эффект — компании станут увеличивать цены, персонал будет требовать повышения заработных плат, что, в свою очередь, обострит ситуацию на рынке труда и еще больше разгонит инфляцию при неизменном уровне производства», — утверждают аналитики.
  2. В случае со слишком поздним снижением ключевой ставки долго сохраняющиеся высокие ставки могут привести к тому, что спрос снизится слишком сильно: компании начнут сокращать объем производства, безработица вырастет, инвестировать будет трудно. «Экономика начнет стагнировать. Инфляция в этом случае может сохраняться на высоком уровне из-за значительных инфляционных ожиданий, например вследствие неверия населения в то, что ЦБ способен вернуть инфляцию к цели», — описывают риски экономисты.

«Сейчас есть ощущение, что инфляция оторвалась от реальности — от того, что мы можем объяснить. Поверх этого парит ставка, которая к этой инфляции относится весьма условно и тоже находится в космосе на рекордном уровне, — сказала экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец. — В следующем году мы больше будем говорить про рецессию, а рост инфляции будет неравномерным в течение года».

Аналитики пришли к выводу, что, несмотря на похожие тенденции, ждать «турецкого сценария» в России не стоит.

«Россия — это первая крупная экономика, которая подверглась такому воздействию международных санкций. Экономика вынуждена переключить режим деятельности с привычного на совершено иной, и ничего общего с другими странами быть и не может. Также военное производство играет специфичную роль, и давно такого нигде не наблюдалось», — рассказал директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.

Кирилл Смоленцев