С восточным орнаментом
Сторонники теории заговоров считают, что кредитные билеты, выпущенные российским Временным правительством в апреле-мае 1917 года, профинансировали немцы, готовившие Октябрьский переворот. Речь идет о банкнотах номиналом 250 и 1000 рублей со свастикой на лицевой стороне. В описании свастику, еще не ставшую символом нацизма, назвали орнаментом, образованным крестообразно пересекающимися полосами, загнутыми под прямыми углами.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Сотрудники Гознака объясняют — для денег Временного правительства использовали клише, изготовленные в 1916 году по договору с Монгольским банком. Заказ по разным причинам не выполнили, а технические средства пригодились для внутренних нужд. Производство новых матриц и печатных форм потребовало бы около года — столько ждать новая власть не могла.
С похожей проблемой в 1918 году столкнулись большевики, решившие создать новые деньги. Чтобы изготовить небольшой, размером с почтовую марку, портрет Карла Маркса, граверу пришлось работать четыре с половиной месяца. В обращении этих денег не было — два года спустя вместо них напечатали банкноты пролетарского кредита с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на семи языках, включая китайский и арабский.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
В пересчете на фунты
В 1922 году в России пытались упорядочить обращение денег. Помимо советских расчетных знаков, напечатанных в 1919–1921 годах, в ходу были государственные кредитные билеты, выпущенные до революции, «думки» и «керенки», утвержденные в 1917 году Временным правительством. Все деньги обменивали на рубли нового образца. Одновременно в стране наладили производство бумажных червонцев — в начале 1923 года ими уже расплачивались.
В отличие от рублей червонцам придали вид документа с факсимильными подписями членов правления Госбанка. За образец взяли английский фунт стерлингов. Дизайн пяти червонцев копировал английскую банкноту номиналом 1 фунт образца 1917 года с видом Лондона.
Для российских денег выбрали Москву-реку и Кремль.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Почему такой червонец не стали печатать, в точности неизвестно, возможно, из-за очевидного сходства с английскими деньгами.
Гравюру с Кремлем затем пытались использовать в других денежных проектах. После доработки она пригодилась для сторублевой банкноты 1947 года.
Классовый подход
Портреты царей на деньгах советская власть заменила лицами городских и сельских пролетариев. Их типажи по заказу Гознака создавал скульптор Иван Шадр. В 1922 году он вылепил фигуры красноармейца, рабочего, крестьянина и крестьянина-сеятеля. Благодаря объемным моделям рисовальщики на производстве могли делать эскизы с любого ракурса.
Изображения печатали на денежных знаках, банковских билетах, транспортных сертификатах, платежных обязательствах, облигациях и почтовых марках.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Денежных персонажей Шадра одобрили заказчик, коллеги по цеху и широкая публика. По словам очевидцев, красноармеец привел в восторг Льва Троцкого. Оппоненты уверяли, впрочем, что автор позаимствовал у натурщиков только первобытные антропологические черты, из-за чего скульптуры получились утрированно-брутальными.
Возможно, поэтому на Гознаке начали искать другие решения.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Двое из ларца
Свои образы рабочего и крестьянина в 1923 году предложил художник Михаил Антонов. Его задача была сложнее — показать, как народная власть меняет людей к лучшему. На Гознаке сохранилось шесть эскизов Антонова. Общность советских граждан он сделал наглядной за счет одинаковых лиц рабочего и крестьянина. Возможно, подчеркивал тем самым их равное участие в строительстве социалистического общества.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Персонажей Антонова, которые на одной из купюр отдыхали после работы, народ назвал «ленивцами». По недосмотру в печать едва не отправили вариант, где подписи должностных лиц стояли над фигурами рабочего и крестьянина. Получалось, что народный комиссар финансов прилег рядом с кассиром почитать книгу.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Некому подписывать
Одним из элементов защиты советских денег были автографы должностных лиц. На государственных казначейских билетах (рублях) стояла подпись народного комиссара финансов СССР, на билетах Государственного банка СССР (червонцах) — росчерки членов правления банка. Эта практика закончилась в 1937–1938 годах, когда вышли новые серии бумажных денег.
В октябре 1936 года нарком Григорий Гринько утвердил окончательный вариант дизайна трехрублевой купюры со своей подписью. Годом позже на Гознаке сделали пробные оттиски, но в печать ушел исправленный вариант, где фамилии Гринько не было. К тому времени его успели арестовать. Чекисты обвинили наркома в сотрудничестве с немецкой, итальянской, японской и американской разведками, подготовке убийства Сталина и Ежова. В 1938 году его расстреляли.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
С червонцами получилось так же — новые банкноты вышли в обращение с датой «1937». На эскизах стояла подпись председателя правления Госбанка Соломона Кругликова. 11 сентября 1937 года Кругликова объявили участником контрреволюционной террористической организации. В архиве Гознака сохранились банкноты образца 1937 года достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев с подписями Кругликова. Пробные оттиски сделали 22 августа — за три недели до его ареста. После расстрела Кругликова банкноты печатали без его подписи.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
На самом Гознаке в 1937 году арестовали и расстреляли большую часть руководителей.
После этих событий подписи с бумажных денег убрали, чтобы не менять рисунок, если должностных лиц объявят врагами народа. Никто не мог поручиться, что этого больше не произойдет. Единственным исключением впоследствии стала пятитысячная купюра 1992 года с автографом председателя Центробанка России Георгия Матюхина.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Без женщин
В середине 30-х годов на казначейские билеты 1, 3 и 5 рублей решили поместить не символические фигуры, а лица советских людей — рабочего, красноармейца и женщины-труженицы. Эскизы готовил художник Иван Дубасов (на Гознаке он проработал с 1923 по 1971 год и создал почти все советские деньги, включая купюры образца 1961 года).
Эскизов рабочего было несколько. Последний вариант с шахтером утвердил Иосиф Сталин в 1937 году. Чтобы правильно изобразить отбойный молоток, Дубасову пришлось сходить на ВДНХ, где показывали орудия производства.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Красноармейца Дубасов рисовал с фотографии бойца, снятого фотографом Гознака в 1936 году в воинской части. Эскиз пришлось переделывать шесть раз. Сначала художнику предложили исправить внешность пехотинца — председатель Совнаркома Вячеслав Молотов посчитал его лицо чересчур свирепым. Остальные замечания касались экипировки — каски, ремня, скатки, ранца и патронных сумок. За два месяца красноармейца полностью «переодели».
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Больше всех не повезло женщине-труженице — четыре эскиза Дубасова чиновники забраковали. Говорили: у художника получается то мать-одиночка, идущая за алиментами, то домработница, то совсем юные девушки. Пятый вариант нарком финансов СССР утвердил, но в тираж он не пошел.
Женщину решили сделать парашютисткой.
Идея казалась стоящей, пока не выяснили, что парашютистка — не совсем типичный персонаж. В последний момент женщину заменили мужчиной-парашютистом.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
С Лениным по-царски
С 1940 по 1945 год Гознак готовил новые варианты денежных знаков с портретами революционеров, ученых, полководцев и типажей военного времени — летчика, танкиста и моряка. Все они остались проектами.
По одной из версий, когда планировали денежную реформу 1947 года, Сталин поинтересовался, чем были плохи царские деньги. Его слова поняли буквально — за образец взяли сторублевую банкноту с портретом Екатерины II («катеньку») 1898 года.
Концепцию реформы дважды меняли — сначала хотели отказаться от червонцев и оставить рубли, потом передумали — Гознаку пришлось срочно переделывать клише. Наконец вернулись к первому варианту — на оттиске банкноты Сталин зачеркнул «10 червонцев» и написал: 100 рублей.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Специалисты называют купюры 1947 года культурным ренессансом в дизайне и защитных элементах бумажных денег. На крупные купюры — 10, 25, 50, 100 рублей — поместили портрет Ленина, с мелких убрали картинки с рабочими, колхозниками и военными и больше к ним не возвращались.
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Фото: Андрей Богданов, «Деньги, которых не было», 66.RU |
---|
Эскизы и пробные оттиски бумажных денег советского периода публикуются по монографии Андрея Богданова «Деньги, которых не было».