Банки начали активно переманивать клиентов микрофинансовых организаций, предлагая им краткосрочные небольшие ссуды. В апреле ВТБ начал оформлять кредиты на суммы от 5 до 30 тыс. рублей. Конкретный размер процентной ставки в банке не раскрывают, уточняя, что решение для каждого заемщика принимается индивидуально. Однако процент ниже, чем у микрофинансовых организаций.
По данным Центробанка, среднерыночное значение полной стоимости потребительских кредитов на сумму до 30 тыс. рублей для банков сейчас составляет 33,8%, максимальное — 45,1%. Для микрофинансовых организаций предельное значение — 365%.
В ВТБ заявили, что протестировали услугу и выдали свыше 20 тыс. микрокредитов на сумму в 300 млн рублей. Средний чек составил 14 тыс. рублей. До конца года ВТБ планирует выдать более 250 тыс. таких займов.
«ВТБ запускает альтернативу традиционному микрокредитованию в малоизвестных организациях. Конечно, ставки по нему выше, чем по стандартной линейке, но намного ниже, чем средние ставки на рынке микрофинансовых организаций. Продукт рассчитан в первую очередь на клиентов, которым средства необходимы «здесь и сейчас», — говорит заместитель руководителя департамента кредитного розничного бизнеса, начальник управления «Потребительское кредитование» банка Евгений Благинин.
Ранее ставку на микрокредиты делали и другие банки. Сбербанк в мае 2021 года запустил сервис займов для своих зарплатных клиентов — «Деньги до зарплаты». Изначально занять у банка можно было от 1 тыс. до 30 тыс. руб. на срок до одного месяца. На тот момент в Сбербанке сообщали, что сумма к возврату через месяц будет рассчитываться на основании годовой процентной ставки, как в потребительских кредитах, — в диапазоне от 12,9 до 19,9%. Позже Сбербанк расширил программу, увеличив сумму займа до 5 млн. А процентные ставки заменили фиксированным платежом. При сумме займа до 30 тысяч рублей вернуть нужно будет дополнительно 20 рублей на каждую тысячу.
Как рассказали 66.RU в пресс-службе Уральского Сбербанка, продукт стал особенно востребован начиная с прошлого года.
«Количество заключенных договоров в рамках сервиса «Деньги до зарплаты» растет с середины 2022 года. А в 1-м квартале 2023-го екатеринбуржцы оформили в 2,5 раза больше кредитов по сравнению с предыдущим периодом прошлого года», — рассказали в Сбербанке.
Подобные «дозарплатные» продукты предлагают и другие банки, например «Альфа-Банк» или «Почта Банк».
Как рассказал 66.RU аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов, микрофинансовый продукт может помочь сохранить старых клиентов, которым отказали в классическом кредите, и привлечь новых, в том числе за счет переманивания их у МФО.
С этой позицией согласен и управляющий директор «Эксперт РА» по валидации Юрий Беликов. Он отмечает, что с ростом закредитованности населения качество заемщиков снизилось, что дает основания для обострения конкуренции банков и МФО. Впрочем, по мнению эксперта, банки пытаются «собрать сливки» в виде заемщиков «с хорошей платежной дисциплиной, пусть и по микрозаймам», цитирует его РБК.
Кроме того, по словам Додонова, расчет банков может состоять в том, чтобы при улучшении экономической ситуации в стране клиенты, берущие микрокредиты до зарплаты, «смогут перейти в более «высокую» категорию и смогут уже претендовать на обычные кредитные продукты».
При этом аналитик считает, что пока сложно сказать, насколько выгодным это будет для банков.
«Риски связаны с возможным существенным ухудшением качества кредитного портфеля банка, поскольку доля просрочки среди клиентов МФО во много раз выше, чем у обычных банковских клиентов. Кроме того, в сегменте микрозаймов заметно выше удельные расходы на обслуживание клиентов. И если МФО могут это компенсировать за счет сверхвысоких ставок, то в банках ставки по потребительским кредитам ограничены устанавливаемым ЦБ РФ лимитом по ПСК. Поэтому я бы не исключал, что некоторые банки, вышедшие в микрокредитный сегмент, через какое-то время решат отказаться от таких продуктов», — делает вывод эксперт.
Также участники рынка отмечают, что аудитории у МФО и банков разные. И банки предлагают микрокредиты в основном зарплатным клиентам, «в чьей платежеспособности уверены». Поэтому массовым продукт вряд ли станет.