Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

У вкладчиков уральских банков — проблемы с закрытием валютных счетов. Что говорят банкиры и регулятор

17 марта 2022, 15:10
У вкладчиков уральских банков — проблемы с закрытием валютных счетов. Что говорят банкиры и регулятор
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU
После начала специальной операции на Украине часть клиентов российских банков решила вывести свои валютные накопления с банковских счетов. Жители Екатеринбурга — не исключение. Сделать это оказалось непросто. Причина — ответные меры Центробанка и дефицит наличности в финансовых учреждениях.

Евросоюз и США запретили поставки наличных долларов и евро в Россию, а Центробанк и Минфин, в свою очередь, ввели ограничение на снятие со счетов иностранной валюты. В настоящее время российские вкладчики могут обналичить в банке не более 10 тысяч долларов своих валютных счетов. Остальную сумму они могут забрать рублями. Такие правила регулятор установил на срок до 9 сентября 2022 года.

Сегодня, если верить сообщениям в соцсетях, многие екатеринбуржцы вынуждены ждать почти месяц, если они хотят забрать из банка даже небольшие вклады в иностранной валюте. Так, о проблемах с доступом к наличным средствам 66.RU сообщили несколько вкладчиков Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР). По их словам, сложности с выводом наличных средств начали возникать с 26 февраля. Похожие сообщения поступают и от вкладчиков «СКБ-банка».

В пресс-службе Уральского банка реконструкции и развития в ответ на запрос 66.RU сообщили, что закрытие валютных вкладов банк производит своевременно, отдельные задержки могут быть связаны с тем, что клиенты банка заранее не уведомляют финансовую организацию о планах снять средства в валюте.

Пресс-служба Уральского банка реконструкции и развития:

— Если сумма крупная, то необходимо сделать предварительный заказ в отделении. Но не все клиенты учитывают этот фактор. Недопонимание может возникать, когда клиенты не оформляют заявку или обращаются сразу в отделение, желая получить наличные незамедлительно. Заранее поданные заявки на наличные средства банк исполняет своевременно в обозначенный клиенту срок.

В банке добавили, что требование предварительного заказа на снятие крупных сумм наличных с валютных счетов существовало в УБРиР и ранее.

«Срок (выдачи иностранной валюты, — прим. ред.) в большинстве крупных банков закономерно увеличился, так как всем банкам требуется больше времени на доставку долларов США в конкретное отделение из-за высокого спроса на снятие наличных. Инкассация — сложный логистический процесс с повышенным требованием к безопасности», — добавили в пресс-службе.

По данным УБРиР, за последние три недели закрыть валютные вклады решили только 1,5% клиентов банка. Часть из них получили от банка предложения по переоформлению вкладов на более высокие процентные ставки.

В «СКБ-банке» сообщения о трудностях, с которыми сталкиваются вкладчики, желающие закрыть свои валютные счета, комментировать не стали.

66.RU обратился также за комментариями в Сбербанк России. Пресс-служба Уральского банка Сбербанка в ответ сообщила, что проблем со снятием валюты со счетов у клиентов банка нет, если не учитывать ограничение на лимит в 10 тысяч долларов.

Пресс-служба Уральского банка Сбербанка:

— Для клиентов, которые приходят снять деньги, доступны и наличные рубли в банкоматах, и возможность снять валюту с помощью сотрудника с учетом ограничений в рамках нового порядка обращения с наличной валютой, установленного ЦБ.

Проблемы с наличными в банках действительно есть, рассказал 66.RU зампредседателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. По его словам, Центробанк России ранее предупреждал, что в условиях возросшего спроса на валюту банкам может потребоваться несколько дней, чтобы обеспечить ей кассы.

Евгений Болотин, зампредседателя Уральского банковского союза:

— Для региональных банков основным источником пополнения иностранных банкнот был Сбербанк России. По понятным причинам сейчас он не является таковым. Более того, завезти иностранную валюту (доллары и евро) в нашу страну сегодня невозможно. Наверное, банки изыскивают возможности где-то ее купить, но это не всегда может получаться.

Болотин также отметил, что ему понятно желание части клиентов банков обналичить свои валютные накопления. Возможно, для них выходом будет покупка золота, тем более что сейчас отменен НДС на сделки между банками и физическими лицами. Еще проще забрать средства в рублях.

«Речь ведь не идет о проблемах с выдачей рублей. Банк России сегодня предоставляет банкам ликвидность в большом объеме. Действительно, в первые дни клиенты стали снимать наличные деньги со своих рублевых вкладов. Но теперь многие осознали, что в этом нет особого смысла, тем более что ставки по рублевым вкладам достигли двухзначных значений и многие понесли деньги обратно в банки. Прогноз же о том, когда банки смогут удовлетворить запрос всех своих вкладчиков на иностранную валюту, я лично давать не берусь», — говорит он.

В пресс-службе Уральского Главного управления Банка России 66.RU заверили, что все средства на счетах и вкладах в рублях и иностранной валюте в российских банках сохранны. Да, средства с валютных вкладов, открытых до 9 марта 2022 года, можно снять только в долларах и в сумме не более 10 тысяч, но остальную часть можно забрать в рублях.

Пресс-служба Уральского Главного управления Банка России:

— Объем наличной валюты в стране покрывает объем выплат для всех держателей валютных вкладов и счетов. Банк в любой момент может выдать клиентам эти средства по курсу банка на день выплаты. При этом выплачиваемая сумма в рублях не может быть меньше суммы, рассчитанной на день выплаты по официальным курсам ЦБ.

В пресс-службе уточнили, что снятие средств происходит по рыночному курсу на день выдачи. Банк России устанавливает официальный курс доллара на основе данных Московской биржи о средневзвешенном курсе доллара к рублю по сделкам, заключенным с 10:00 до 16:30 мск. Курс евро к рублю, как и официальные курсы других иностранных валют, устанавливают на основе данных об официальном курсе доллара к рублю и котировках этих валют к доллару, размещенных на официальных сайтах центральных банков.

Банк России напоминает о том, что в случае любых проблем клиенты банков могут обращаться с жалобами к регулятору. Сделать это можно через интернет-приемную на официальном сайте.