Снижение маркетинговой активности было заметно еще в 2019-м: например, Сбербанк резко срезал количество бесплатных посещений бизнес-лаунжей аэропортов по программе Priority Pass, другие организации меняли, например, «живые» рубли на абстрактные «баллы», которые можно потратить в своей экосистеме.
Но 2020-й принес с собой все: обвал рубля, обвал нефти, пандемию, изоляцию, неплатежеспособность населения. И про бонусные предложения стало необходимо забывать.
В апреле Банк России в рамках антикризисных мер решил уменьшить эквайринговые тарифы для интернет-магазинов — до 1% VS обычных 1,2–2,2%.
Следом «Газпромбанк», «Хоум Кредит» и «Кредит Европа Банк» решили отменить кэшбэк для таких покупок. Кто-то временно («Газпромбанк»), кто-то без оговорок про сроки («К Е Б») перестал начислять рубли и мили — преимущественно за покупки тех видов товаров, которые оговорены в перечне ЦБ (кафе, рестораны, продукты, бытовая техника, электроника).
Объяснялось все просто: программы лояльности построены вокруг эквайринга торговых точек, и при уменьшении эквайринговой комиссии уменьшается и вознаграждение клиенту.
Не только в сфере e-commerce. Без особой промокампании — клиенты однажды зашли в приложение и увидели, что кэшбэк стал плавать даже в рамках операций в одной торговой точке.
![]() Фото: 66.RU |
---|
В банке отпираться не стали и заявили, что да, с мая условия кардинально пересмотрены:
![]() Фото: 66.RU |
---|
0,64 — это новый 1%, который возвращается за все покупки, кроме АЗС и кафе. |
Вслед за «Альфой» условия для своего флагманского продукта — карты Black — поменял Tinkoff Bank. Но они (в отличие от ↑) известили о переменах и пушем в приложении, и отдельным письмом — чтоб не стало сюрпризом. Перемены не затронули схему начисления кэшбэка, но поменяли условия сопутствующих услуг — вслед за изменением ставки рефинансирования ЦБ уменьшился и процент, начисляемый на остаток средств на карте, — с 4% до 3,5% (по накопительным счетам — вообще до 3,14%).
Пользователь Vc.ru Антон Субботин обратил внимание, что цена поездки, которую видит он и которую видит водитель, взявший заказ, отличается ровно на сумму кэшбэка по подписке «Плюс». Из чего Субботин сделал вывод, что кэшбэк на свою поездку в такси оплачивает сам пассажир.
По чекам (его и других пользователей, можете посмотреть у себя) эта догадка как будто подтверждается: сумма кэшбэка даже выносится в отдельную строку чека.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Живой пример: поездка 106₽, надбавка 12₽ за «Плюс» отдельной строкой — итог 118₽ |
А в пользовательском соглашении «Яндекс.Плюса» действительно есть пункт про надбавку за пользование подпиской:
![]() Фото: 66.RU |
---|
По всему выглядит так, будто ты сначала доплачиваешь из своих 10%, которые потом возвращаются тебе «кэшбэком».
В «Яндексе» уверяют, что цена для подписчиков «Плюса» не выше, чем для других пользователей, а пункт договора об оплате 10% за пользование подпиской называют «Технической необходимостью» и уверяют, что «…У подписчиков «Плюса» в стоимость поездки уже заранее заложена 10% скидка, которая равна той самой стоимости расширенной подписки» (цитата по TJ).