В первый день «Иннопрома» Сбербанк подписал соглашение с администрацией Екатеринбурга. Согласно документу, банк готов финансировать кардинальное изменение городской инфраструктуры. В частности, речь шла о внедрении безналичной оплаты проезда в городском транспорте и биометрической системы идентификации школьников. Как выглядят инновационные сервисы, которые в ближайшие несколько лет могут быть внедрены в столице Урала, можно было увидеть на стенде банка.
Свой «филиал» на «Иннопроме» банк оформил как макет небольшого города. Отправная точка — городские ворота. Турникетная система на входе показывает, как с помощью привычной банковской карты можно наладить пропускную систему на предприятиях, в школах и вузах, на любых других объектах. Этот функционал уже активно используется. Один из последних примеров — кампусные карты, выпущенные для учащихся лицея СУНЦ УрФУ. Кстати, соглашение о реализации этого проекта было подписано на прошлом «Иннопроме» — в 2015 году.
![]() |
---|
Специально для участников выставки в этом году банк тоже сделал кампусные карты. Оформить их можно прямо на выставке — это даст возможность лично протестировать все представленные сервисы. Карта эта не настоящая, а лишь прототип банковской: с нарисованным чипом и нулевым балансом. Однако если активно тестировать с ее помощью всевозможные сервисы, то можно получить на счет виртуальные деньги. Потратить их можно также лишь безналом, на газировку, например.
![]() |
---|
Важная «остановка» на стенде посвящена безналичной оплате проезда в общественном транспорте с помощью банковских карт. Технология это не новая, активно используется в Европе и в России.
На выставке банк демонстрирует валидатор — устройство для приема безналичных платежей в автобусах, трамваях и троллейбусах. Презентуемая конструкция работает: чтобы оплатить проезд, достаточно поднести к считывающему устройству или вставить в кард-ридер любую банковскую карту — и деньги за проезд будут списаны. Каждый, кто захочет прокатиться на воображаемом трамвае во время выставки, станет благотворителем: снятые за «проезд» деньги банк направит в фонд «Подари жизнь».
![]() |
---|
В Екатеринбурге ни один вид городского транспорта подобными устройствами пока не оснащен. Однако ситуация вскоре может измениться: банк подписал соглашение с администрацией города, которое, в частности, предполагает и развитие системы безналичных платежей в транспорте.
— Мы умеем реализовывать крупные инвестиционные проекты, в том числе и в транспортной сфере. Мы можем себе позволить работать над проектами с большим сроком реализации. Нам это интересно. Подписав соглашение с администрацией Екатеринбурга, мы тем самым заявляем, что готовы участвовать в реализации транспортных инвестпроектов: предоставлять технологии и финансы для их воплощения в жизнь.
По словам Черкашина, банк готов финансировать даже столь масштабные начинания, как строительство новых станций метро и линий для скоростного трамвая.
В продолжение транспортной темы банк на выставке оборудовал места для велопрогулок. Велосипед вполне реальный, а вот прогулка — виртуальная. Как только гости начинают крутить педали, на экране телевизора, установленного напротив, запускается видеообзор городских достопримечательностей, возведенных на кредитные средства Сбербанка.
![]() |
---|
Самая, пожалуй, прорывная технология, которую показывает на «Иннопроме» Сбербанк, — биометрический терминал «Ладошки». Он позволяет производить оплату уже без карт и смартфонов, а буквально мановением руки.
На стенде банка воссоздана миниатюрная школьная столовая, где вместо кассы стоит биометрический терминал «Ладошки». Уникальное устройство, которое демонстрируется в Екатеринбурге впервые, умеет с помощью безопасного инфракрасного излучения сканировать и распознавать рисунок вен на ладони человека. Этот рисунок привязывается к банковскому счету и становится идентификатором владельца. Например, школьники могут расплачиваться за обеды в столовой одним прикосновением. Деньги будут списаны со специального счета, движение средств на котором контролируют родители.
![]() |
---|
«Ладошки» разрабатывались специально для того, чтобы сделать проще и безопаснее систему оплаты школьного питания. Однако первые два дня выставки показали, что интерес к технологии есть и у крупных промышленных предприятий. С помощью биометрической идентификации можно не просто рационально организовать систему питания рабочих, но и наладить порядок допуска в различные зоны на производстве.
Отметим, что представленный на выставке терминал, считывающий «Ладошки», это не прототип будущих моделей, а реально работающий аппарат. Такие же устройства стоят в нескольких школах Подмосковья и Поволжья.
А вот в промышленных объектах и промышленных масштабах биометрия пока не применяется, чего не скажешь о карточных технологиях. В подтверждение этого в отдельной коворкинговой зоне Сбербанк продемонстрировал, каким образом привычная банковская карта может использоваться в складских помещениях на любом предприятии.
![]() |
---|
Используя кампусную карту, выпущенную для посетителей «Иннопрома», можно получить доступ к ячейке с зарядными устройствами или протестировать импровизированный складской терминал. Система хранения устроена таким образом, что ящики открываются и закрываются, когда вы прикладываете карту к терминалу. Соответственно, никто посторонний получить доступ к содержимому ячейки не сможет.
![]() |
---|
Вход в библиотеку также осуществляется по кампусным картам. Библиотечный функционал уже реализован в ряде кампусных проектов с вузами. «В этом году мы показываем, каким наш город может стать уже сегодня. Все технологии уже придуманы. Но этого мало. Необходимо, чтобы власти и бизнес поддержали их внедрение, — отмечает глава уральского Сбербанка. — Мы специально пригласили на наш стенд представителей различных органов власти, вузов, транспортных организаций и других учреждений, чтобы показать эти технологии в действии. Подписано 15 соглашений. И мы надеемся, что по итогам выставки будут достигнуты конкретные договоренности о запуске и реализации проектов».
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU