Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Герман Греф в УрФУ: о неэффективных вузах, о ступоре экономики и о главной российской реформе

29 апреля 2015, 10:40
Герман Греф в УрФУ: о неэффективных вузах, о ступоре экономики и о главной российской реформе
Фото: Влад Булатов для 66.ru
Со студентами и преподавателями Уральского федерального университета президент Сбербанка России говорил полтора часа. Приводим самые интересные и важные выдержки.

В УрФУ экс-министр экономического развития РФ, президент Сбербанка России отвечал на вопросы студентов и преподавателей. Тут же решал прикладные проблемы. Например, объяснял студентке, как платить за общежитие через интернет-банк. А еще обещал помощь и поддержку двум самым важным, с его точки зрения, учебным заведениям в составе уральского университета: детскому саду и СУНЦ УрФУ.

Но, конечно, больше он говорил о глобальных проблемах российского образования, российской экономики и даже российской журналистики. Из полутора часов вопросов и ответов мы выбрали ключевые цитаты главы Сбербанка.

О неконкурентоспособной системе образования

Двести лет назад, когда Наполеон шел с дружественным визитом в Россию, население планеты составляло меньше миллиарда человек. Сейчас — семь миллиардов. И в развивающихся странах многие готовы работать день и ночь, чтобы занять свое место под солнцем. У нас огромное количество конкурентов. И надо быть конкурентоспособными. Надо постоянно самосовершенствоваться.

Но, к сожалению, и я много раз об этом говорил, сегодня российская система образования на всех уровнях абсолютно неконкурентоспособна. Неконкурентоспособны детские сады, неконкурентоспособны средние школы, неконкурентоспособны наши российские вузы. Соответственно, неконкурентоспособны их выпускники.

И наша ответственность — сделать все, чтобы эту ситуацию изменить, чтобы резко повысить качество подготовки специалистов в российских вузах. Но самое важное — повысить качество образования в детских садах. Потому что 80% знаний человек получает в возрасте до семи лет. Среднее образование — это еще 10%.

Для нашей страны глобальная конкурентоспособность, особенно в тех сложных геополитических условиях, в которых мы оказались, критически важна. Мне кажется, что здесь не надо перекладывать ответственность друг на друга. Я не стану говорить, что я отвечаю только за финансы, только за Сбербанк. Это наша общая, совместная задача. Надо кооперироваться и помогать друг другу.

Университеты можно условно разделить на три поколения. И наши, российские вузы в лучшем случае находятся на второй стадии развития. Самые современные, самые мощные высшие учебные заведения, находящиеся на последней, третьей ступени, отличаются тем, что сочетают в себе три ключевых элемента. Во-первых, это система образования, то есть формирование необходимого объема знаний. Во-вторых, это наука. Если вуз не занимается собственными исследованиями, он дает вчерашние знания. И в-третьих, это практика.

Причем практика — это ключевой показатель эффективности современного университета. Важно, насколько выпускники вуза в состоянии заниматься предпринимательской деятельностью. Вы знаете, мы когда-то большой правительственной делегацией выезжали в Массачусетский технологический институт. Долго мучили профессоров и ректора этого учебного заведения вопросами о том, что является их главным KPI. Нам ответили: «Ключевой показатель, за который мы отвечаем, по которому отчитываемся везде — от Конгресса до правительства, — это количество созданных рабочих мест». У нас тогда это в голове не укладывалось: где вуз — а где рабочие места, как они могут на это влиять? Но смысл в том, что, если работа преподавателей не заканчивается успешным внедрением стартапов их студентов, то это не работа, это виртуальная деятельность, не имеющая никакого отношения к экономике.

У нас все время преподаватели вузов говорят: «Мы занимаемся чистой наукой». Для кого они ей занимаются — это большой вопрос. Наука настолько оторвалась от практики, что уже непонятно, что там можно почерпнуть.

Вузы не понимают, для кого они работают. Я задавал ректорам российских высших учебных заведений простой вопрос: «Кто ваш главный клиент?». Каких только экзотических ответов ни получал. Но, по-моему, очевидно, что главный клиент вуза — это работодатель.

К сожалению, наши университеты сейчас очень финансово состоятельны. Я разговариваю с лучшими учебными заведениями страны, и мне, работодателю, говорят: «Слушайте, а зачем вы нам нужны? У нас очень хороший поток, у нас конкурс — 20 человек на место». Из бюджета денежный поток идет, студенты платят. Всё хорошо. Но где здесь работодатель-то? Нет его. Не нужен он.

К тому же, у нас работает множество мелких лавочек, которые фактически занимаются продажей дешевых дипломов. И за этими дипломами нет никаких знаний. Впрочем, помимо знаний критически важно обладать навыками. Знания — это не то, за что специалисты после окончания высшего учебного заведения будут получать деньги. Мы, работодатели, платим за навыки.

На мой взгляд, система образования должна быть построена наоборот: знаний необходимо давать ровно столько, сколько требуется для освоения соответствующих навыков. Мир знаний настолько безграничен, что можно всю жизнь человека учить, но так и не выучить.

О главной российской реформе

Проще всего переложить всю ответственность за любые беды, которые с тобой происходят, на кого-то. Сказать, что это санкции или еще что-то. Но, к сожалению, должен признать, что проблемы России — это преимущественно ее внутренние проблемы.

Мы, очевидно, затормозились в наших реформах. Нужно существенно нарастить темпы преобразований в стране. Если этого не произойдет, я просто не вижу места России в глобальном мире. Перед нами сейчас стоит большой вызов — реформировать абсолютно неэффективную систему управления в стране. И только после этого мы сможем проводить какие-либо другие реформы

О важности банковской системы в структуре экономики страны

Что такое, например, Сбербанк? Сразу отмечу: мы не являемся реципиентом государственной помощи. Мы не получили ни одной копейки из бюджета и, надеюсь, не получим. Тем не менее Сбербанк — это 100 миллионов клиентов — физических лиц и порядка 3 миллионов юридических лиц. Тьфу-тьфу-тьфу, не дай Бог, конечно, но представляете, какой коллапс в экономике произойдет, если эта система вдруг почувствует себя неустойчиво?

Сбербанк брать не будем: cлава Богу, у нас таких проблем нет. Но есть другие, достаточно крупные банки. Если проваливается даже один из них, это несет в себе системную угрозу для функционирования экономики страны в целом.

Это всегда большой вызов правительству. Конечно, банки должны хорошо управлять рисками, чтобы при наступлении кризисных ситуаций суметь сохранить свою устойчивость и без поддержки государства. У нас эта отрасль очень молода, качественный надзор за банковским сектором начал складываться только последние годы. Через какой-то период времени у нас будет достаточно устойчивый банковский сектор, которому не нужна будет помощь государства. В случае возникновения кризисных явлений они смогут противостоять им сами.

О низком качестве российской журналистики

У меня нет любимого телеканала. Я их все не люблю. Практически не смотрю телевизор. Из печатных СМИ я более-менее просматриваю «Ведомости». Во всех остальных просто смотрю, что они публикуют. И, как правило, сразу понимаю, кто это заказал. В нашей стране, к сожалению, с журналистикой проблема. Объективной, профессиональной журналистики очень мало. Поэтому все делается в чьих-то интересах.

О будущем Сбербанка

Мы стараемся вкладывать очень много усилий в трансформацию нашего банка, в трансформацию технологий, но в первую очередь — в трансформацию ментальности и умов наших сотрудников. У нас в 27 странах мира работает 315 тысяч человек. Это огромная армия. И мы, прямо скажем, находимся на начальной стадии освоения международной конкурентоспособности.

Задача нашей команды — построить один из лучших финансовых брендов в мире. Для этого мы очень многое делаем с точки зрения инвестиций в наших людей. Конкурентоспособность любой компании — это конкурентоспособность ее лидеров. Огромное количество менеджеров работает в Сбербанке. И объект нашего пристального внимания — это инвестиции в них.

Мы построили систему подготовки и переподготовки сотрудников. Создали один из лучших в мире корпоративных университетов. Изучили опыт крупнейших мировых компаний, у которых есть корпоративные университеты. Мы первые в России, кто вложился в такую дорогую, но крайне важную и нужную инфраструктуру.

Мне кажется, это очень важно, потому что без обучения, без образования в современном мире не выжить. Если бы меня спросили, какое министерство самое важное в российском правительстве, я бы тут же ответил, что это министерство образования.