Раздел Банки
7 августа 2014, 14:02

Михаил Кузовлев, «Банк Москвы»: «Дадим деньги на ЖКХ, дороги и метро»

Михаил Кузовлев, «Банк Москвы»: «Дадим деньги на ЖКХ, дороги и метро»
Фото: Ирина Баженова для 66.ru
Топ-менеджер одного из крупнейших банков в стране рассказывает о том, как сделать Екатеринбург лучше и где взять на это деньги.

Что нужно, чтобы город из обычного среднестатистического населенного пункта превратился в место, откуда не хочется уезжать, где жить удобно и приятно. Не так уж и много: нормальные дороги, нормальные больницы, школы и детские сады, чистая вода… Теперь, внимание, вопрос! Где взять на все это деньги. Правильный ответ — в банке. Вопрос номер два: готовы ли кредитные организации давать на это деньги? Ведь это вам не торговый центр построить, мгновенной прибыли не получишь.

О том, выгодно ли банкам кредитовать города, беседуем с президентом — председателем правления «Банка Москвы» Михаилом Кузовлевым.

— В 2012 году вы встречались с губернатором Свердловской области и подписали соглашение о сотрудничестве в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Какие конкретные действия были сделаны в рамках этого соглашения?
— Суть подобных соглашений в первую очередь в обмене информацией: банк своевременно получает информацию о готовящихся региональных программах (инфраструктурных, социальных, инвестиционных), а областное руководство, принимая подобные программы, должно представлять себе возможности и структуру будущего финансирования. В этом смысле обмен информацией обоюдный.

Сейчас перед филиалом банка в Екатеринбурге стоит задача увеличить долю в обслуживании предприятий коммунального комплекса. Банк уже осуществляет финансирование целого ряда компаний, задействованных в сфере ЖКХ. В частности, мы финансируем «Газовые сети», в этом году гарантийный лимит установлен Областному БТИ, филиал работает еще с десятком компаний из сферы ЖКХ.

«Банк активно финансирует сферу ЖКХ на Урале, общий объем выданных кредитов исчисляется сотнями миллионов рублей. Для нас это одно из приоритетных направлений развития».

— По России вы активно финансируете проекты по реконструкции и строительству дорог, детских садов и школ, реконструкции электро- и теплосетей. В Екатеринбурге и области банк реализует подобные проекты?
— Мы не боимся давать деньги на важные и нужные социальные объекты. Банк активно принимает участие в строительстве детских садов, школ, больниц, дорог. Вот несколько свежих примеров. Установлен лимит промышленной группе компаний, которая сможет оснастить больницы и клиники медицинским оборудованием. Банк выступает гарантом по контрактам строительной компании, которая занимается возведением школ, детских садов, больниц в Свердловской области.

Так, в настоящее время мы планируем профинансировать проект, в рамках которого в «Академическом» появится школа на 1875 человек. Также мы рассматриваем возможность финансирования строительства театра и физкультурно-оздоровительного комплекса в Нижнем Тагиле. Речь идет о предоставлении гарантий на миллиарды рублей. Суммы большие, но мы понимаем, что развивать регион и улучшать качество жизни людей — это и наша задача.

Кредитные организации готовы помочь городу и области построить школы, больницы и даже театры.

— Примерно 80% финансирования строительства московского метро приходится на «Банк Москвы». А в Екатеринбурге вы помогаете метростроевцам? Ведут ли с вами переговоры о финансировании строительства новых веток метро?
Да, в Москве мы активно участвуем в строительстве метро. Каждая станция метрополитена, каждый километр путей — это ведь не просто работа одного подрядчика. Это огромное количество компаний на субподряде и поставщиков. И мы ставим целью финансирование всей цепочки, вплоть до производителей стройматериалов. Практически каждый подрядчик — это, как правило, — представитель малого или среднего бизнеса. И у них есть потребности, пусть даже напрямую не связанные с выполнением конкретного госзаказа. Например, закупка оборудования, финансирование кассовых разрывов, необходимы средства для развития бизнеса. И во всех этих случаях мы охотно кредитуем эти организации, потому что понимаем их реальный потенциал, понимаем, что объемный госзаказ — залог их финансовой устойчивости.

Мы готовы предложить свой опыт и наработки и в строительстве метро в Екатеринбурге. Но пока мы не вкладывались в строительство метро в вашем городе. Это во многом продиктовано тем, что метро у вас строится не так активно, как в столице.

— А как продвигаются дела с другим транспортным проектом, о котором вы рассказали, когда приезжали в Екатеринбург? Напомню, тогда банк заявил о готовности участвовать в запуске сети пунктов велопроката.
— Да, мы предложили руководству области запустить проект «Велобайк» в Екатеринбурге. Сеть городских станций велопрокатов уже успешно работает в Москве и Петербурге. Это очень правильный проект, потому что сделан для людей. Согласитесь, приятно прокатиться по городу на велосипеде всего за 100–150 рублей в сутки. Кроме того, в условиях мегаполиса это не только приятное развлечение, но и удобный способ передвижения по городу, особенно когда весь транспорт встает в пробку.

Проект требует достаточно больших вложений: нужно обустроить пункты проката, оборудовать их антивандальными стойками и платежными терминалами, закупить специальные антивандальные велосипеды с умной системой.

— От чего зависит, будет ли проект запущен?
— Решение о создании в городе сети общественного велопроката должны принимать городские власти. «Банк Москвы» готов поддержать эту инициативу. Так, как мы поддержали эту идею в Москве и Санкт-Петербурге. В столице проект «Велобайк» мы реализовали вместе с городским департаментом транспорта. В 2013 году мы взяли на себя функции оператора проекта, а также его финансирование. Об успехах говорит статистика прошлого года: за сезон в системе зарегистрировалось 46 тысяч человек, которые совершили в общей сложности около 70 тысяч поездок. После такого успешного сезона приняли решение и о «велосипедизации» Петербурга. Надеюсь, что и Екатеринбург включится в велодвижение.

Часть вложений можно вернуть за счет рекламы на поверхности велосипедов и на станциях оплаты, небольшие деньги будет приносить и аренда. Но всех затрат это явно не окупит: стоимость аренды велосипедов символическая (не более 150 рублей в сутки), а рекламная площадь небольшая. Без участия в проекте городских или областных властей не обойтись.

— Вы договорились с губернатором о том, когда будет принято окончательное решение?
— Мы не говорили о конкретных сроках. Пока только рассказали и показали, как это работает. Теперь ждем решения властей.

— Что является наиболее перспективным, безопасным: кредитование строительства и реконструкции соцобъектов, оснащение объектов здравоохранения, транспортные проекты, дорожное строительство?
— Для нас одинаково важно все, что связано с городским хозяйством. Это знакомая и понятная для нас сфера. И наш успешный московский опыт сегодня мы готовы транслировать на регионы.

— Банк рискует, когда кредитует инфраструктурные проекты, автодор, ЖКХ и социалку?
Любое кредитование основано на риске. Так что кредитовать строительство метро или детского сада не опасней, чем выдать ипотеку, ведь конечный плательщик по таким программам — это государство. В надежности такого заемщика мы не сомневаемся.

Фото: Ирина Баженова для 66.ru
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.