Банки всегда были одними из самых завидных работодателей: деньги всегда есть, зарплата белая, работа стабильная и в хороших условиях. А в последнее время кредитные организации стали еще и одними из самых активных рекрутеров. Так, по статистике крупнейшего в регионе работного портала Работа66.ru, банковская сфера входит в топ-10 по количеству актуальных вакансий. На сегодняшний день в разделе размещено более 700 вакансий, причем около 300 вакансий появились на сайте только за последние сутки. Более активно на работу принимают только предприятия розничной торговли, строители и логисты. Абсолютный лидер по количеству вакансий — раздел «продажи», однако надо иметь в виду, что львиную долю рабочих мест предлагают все те же банки и розница. Для понимания масштаба: в области СМИ всего лишь 57 вакансий.
Интересно, что требования к соискателям по самым популярным вакансиям примерно одинаковы: и в салон сотовой связи, и в магазин одежды, и в банк готовы брать молодежь со средним специальным и высшим образованием, опыт работы в продажах приветствуется, но не обязателен. Уровень зарплат при этом тоже примерно одинаков. К примеру, в салоне связи новичку будут платить от 20 тысяч рублей, продавцу ювелирного магазина обещают зарплату 22–25 тысяч, консультанту по банковским продуктам дают от 25 тысяч.
|
---|
Уровень зарплаты для молодых специалистов с небольшим опытом или вовсе без опыта работы в разных сферах несколько отличается. Стоит учитывать еще и надежность работодателя, возможности карьерного роста и неденежную мотивацию — а этим похвастаться может не каждая компания. Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru |
Что ж, попробуем устроиться на работу в банк. По требованиям я вполне подхожу, а условия меня вполне устраивают.
|
---|
Устроиться на работу в банк, оказывается, не так уж сложно. Требования не запредельные: образование — не ниже среднего, грамотная речь и активная жизненная позиция, опыт работы не обязателен. При этом условия — шоколадные: место работы в районе проживания, официальное трудоустройство с первого дня работы, белая зарплата, корпоративное обучение, карьерный рост, страхование жизни и дополнительная медицинская страховка. |
Отправляю резюме и получаю приглашение на собеседование.
Первым делом нужно добраться до неба. Самолет иметь совсем необязательно: «Небо» — это деловой центр, в котором расположился центр подбора персонала Сбербанка.
Помещение для собеседований — это просторный конференц-зал. Как я вскоре понимаю — не случайно. Кандидатов, претендующих на работу в банке, набирается много — около 15 человек. К моему удивлению, собеседование начинается для всех нас одновременно.
|
---|
Групповые собеседования для Екатеринбурга пока редкость. Проводят их в основном крупные компании. По словам самих HR-специалистов, это наиболее эффективный способ отбора людей, которым по роду деятельности нужно будет общаться с людьми и работать в команде. |
|
---|
Экспертов, которые будут оценивать кандидатов, тоже несколько. |
|
---|
Для начала всем нам рассказывают о специфике работы, размере заработной платы и системе мотивации, внутренних правилах и возможностях карьерного роста. |
|
---|
Затем каждому соискателю выдают по бейджику. Но просто написать свое имя на табличке — мало, за 2 минуты нужно сделать короткую самопрезентацию. |
|
---|
Выступать перед десятком незнакомых людей несколько волнительно. |
|
---|
Впрочем, мои соседи и, возможно, будущие коллеги вполне доброжелательные и почти все молодые. |
|
---|
Второй этап группового собеседования — это просмотр видеороликов. Нам показывают несколько рабочих ситуаций, которые нужно разобрать и оценить, как следует поступить сотруднику банка. |
|
---|
Ответы мы не озвучиваем, а записываем на специальных бланках. |
|
---|
Следующий этап — работа в группах. Обсуждаем историю из одного из видеороликов. Теперь нам вчетвером нужно договориться и принять решение, которое устроило бы всех. Это тест на умение работать в команде. Проходим его успешно. |
После собеседования отправляемся за компьютеры.
|
---|
Специально для Сбербанка был разработан тест, который помогает выявить, к какой работе больше склонен кандидат — активным продажам или обработке операций. |
На все уходит около трех часов — первое в моей жизни настолько продолжительное собеседование. Но, стоит отметить, время пролетело быстро.
Спустя несколько дней мне перезванивают из Сбербанка: собеседование и тестирование пройдены успешно. А это значит, что 50% успеха на пути к трудоустройству у меня в кармане. Оставшиеся 50% — это удачное собеседование с руководителем офиса, в котором мне предстоит работать.
|
---|
Это собеседование проходит уже один на один. |
|
---|
Принимают душевно и тепло, проводят экскурсию по офису. |
Если обе стороны остаются довольны, то можно отправляться на трудоустройство.
|
---|
Первым делом знакомлюсь с внутренними нормативными документами. Их много — чтобы внимательно изучить 200 с лишним страниц, уходит час. Зато теперь я все знаю и точно не выдам ни одной банковской тайны. |
Кроме того, прохожу инструктаж по технике безопасности. Примеряю противогаз и учусь обращаться с огнетушителем.
|
---|
Дело за малым — подписать трудовой договор. С этого дня я работник Сбербанка. |
Но прежде чем идти в бой, отправляюсь на учебу.
|
---|
У банка есть свой учебный центр — такой мини-университет со своими преподавателями, программой, расписанием. Вот почему в банк принимают кандидатов без опыта работы и без профильного образования: всему сами научат. |
|
---|
Обучение для консультантов по банковским продуктам длится всего три дня. Отмечу, что за время учебы зарплата платится как за полноценные рабочие дни. |
Отглаженная рубашка, строгая юбка и закрытая обувь — все по дресс-коду, не хватает только шейного платка. Его мне торжественно вручают после первой в жизни оперативки в банке.
|
---|
Так и хочется продекламировать: Как повяжешь галстук, |
Работать не так уж страшно. Во-первых, со всеми ребятами меня познакомили, а во-вторых на первое время прикрепили ко мне опытного наставника. «Под прикрытием» работать намного проще.
|
---|
Среди моих коллег есть даже роботы. Робот-банкомат ребята в офисе ласково зовут Сбербашей. Впрочем, мы с ним уже познакомились на прошлом «Иннопроме». |
Основная моя задача как консультанта по банковским продуктам — встречать людей и помогать им с освоением всех удаленных каналов обслуживания.
|
---|
Консультант по банковским продуктам — это первый человек, которого видит клиент, заходя в отделение банка. И моя задача — сделать так, чтобы человек сделал все, что ему нужно, но при этом потратил минимум времени. |
|
---|
Главные мои помощники в этом — банкоматы и терминалы. Оплатить «коммуналку», штраф или госпошлину — все это можно сделать, всего лишь нажав несколько кнопок на банкомате. |
|
---|
Не менее важный инструмент — интернет-банк. Освоив все возможности системы «СбербанкОнл@йн», клиент может вообще почти все операции делать, не отходя от своего рабочего или домашнего компьютера. Тут же можно научиться пользоваться мобильными приложениями. |
Удивительно, но в наш век прогрессивных технологий далеко не все банковские клиенты активно используют дистанционные сервисы. Предпочитают ходить в банк лично. И задача консультантов, таких же сотрудников, как я, — развенчать все мифы и развеять страхи. Кстати, от количества подключений услуг напрямую будет зависеть и моя зарплата. Подключил, например, большому числу клиентов сервис «Мобильный банк» или «Автоплатеж», перевыполнил план — получай премию. Впрочем, мне с этим, я уверена, будет просто, ведь совсем недавно я сама эту систему тестировала на прочность и даже серию репортажей написала.
|
---|
Но сколько журналиста премиями ни заманивай — он все равно в банке надолго не задержится. Так что узнав, кого и почему берут на работу в Сбербанк, я возвращаюсь в редакцию — писать для вас репортаж. |
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU