Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Финансовый тест-драйв: отправляем SMS с деньгами

19 мая 2014, 11:20
Финансовый тест-драйв: отправляем SMS с деньгами
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Во второй серии тест-драйва мобильного банка отправляем деньги c помощью SMS.

В новой серии финансового тест-драйва будем переводить деньги с карты на карту, оплатим домашний интернет и разберемся с безопасностью. В арсенале у меня по-прежнему остается только мобильный телефон.

Если верить руководству по использованию «мобильного банка», для перевода денег с моей карты Сбербанка на любую другую карту Сбербанка понадобится лишь набрать одно SMS длиной 20–25 символов и отправить его на номер 900. Не нужно знать даже номер карты получателя, достаточно будет номера телефона. Но есть один важный нюанс: нужно, чтобы у человека, которому я отправляю деньги, карточка тоже была подключена к услуге «мобильный банк». Проще говоря, если человек получает SMS-сообщения о снятии и пополнении счета карты — значит можно смело приступать.

Нахожу подходящего по всем параметрам счастливчика в редакции и отправляю 100 рублей на счет нашего выпускающего редактора. SMS-сообщение выглядит очень просто: «Перевод 89123456789 (номер мобильного телефона) 100 (сумма)». Отправляю и получаю сообщение с просьбой подтвердить операцию. Кстати, в сообщении с кодом указан и номер моей карты, с которой будут списаны деньги, и имя-отчество человека, которому деньги поступят, — это на случай, если я ошибусь в цифрах. В банке отмечают, что, прежде чем подтверждать операцию, все данные нужно внимательно изучить — не закралась ли ошибка? Проверяю и отправляю код подтверждения в ответ банку.

С меня деньги списываются через несколько секунд, а нашему редактору приходят спустя минуту. Успех, я считаю. Теперь можно регулярно отправлять бабушке или дедушке собственную прибавку к пенсии или инновационным спсобом скидываться коллегам на день рождения, например.

В SMS-сообщении от Сбербанка тоже указны имя и отчество отправителя — так что всегда можно понять, от кого пришли деньги.

Если бы у меня было несколько карт, подключенных к «мобильному банку», то система сама выбрала бы, с какой из них деньги списывать. Та же самая история — и с картами получателя, при этом если одна из карт зарплатная, то на нее, скорее всего, и переведут деньги. Впрочем, на волю случая полагаться совсем не обязательно. В SMS-сообщении можно указать последние четыре цифры номера своей карты и карты получателя.

Пробую сделать перевод с указанием номеров карты. Но не тут-то было. Мне предлагают отправить платеж по номеру телефона, а это мы уже проходили. Чтобы отправлять платежи по номеру карты, нужно будет создать шаблон в интернет-банке или банкомате.

Не самый быстрый способ, но, чтобы довести дело до конца, я иду в интернет-банк «Сбербанк ОнЛ@йн». Нахожу раздел «мобильный банк» и иду по вкладке «создание шаблонов», выбираю пункт «электронные деньги» (не самый очевидный пункт, но нам нужно именно туда) и заполняю данные, необходимые для шаблона, а именно — выбираю карту списания и ввожу номер карты получателя.

Завершающий этап создания шаблона — подтверждение SMS-кодом. Главное, когда он придет на телефон, отправить его не эсэмэской, а ввести в интернет-банке. А то я, по аналогии с первым своим платежом, отправила код сообщением. Ничего страшного не случилось: в ответ пришло SMS с текстом: «Операция не выполнена». Осознав ошибку, отправляю код подтверждения по назначению.

Пробую совершить перевод заново. Система отвечает не сразу, а только через 5 минут. И опять неудача — операция не выполнена.

Оказывается, запрос с одинаковым текстом можно отправлять не чаще чем раз в 30 минут. Сделано это для того, чтобы избежать повторного снятия денег в случае неполадок с мобильной связью. Ждать полчаса для меня не вариант, поэтому я использую одну маленькую хитрость и меняю текст запроса — его можно отправить и на латинице, для пущей уверенности меняю и сумму — со 100 на 50 рублей.

Наконец, когда я сделала все правильно, перевод уходит успешно и быстро. Деньги на счет получателю тоже поступают сразу.

Раз уж я разобралась с созданием шаблонов в интернет-банке, решила сразу облегчить себе жизнь и настроить шаблон для оплаты домашнего интернета. С помощью SMS-шаблонов можно также оплатить и телевидение, и даже коммуналку. Жаль только, что для нашего региона оплата услуг ЖКХ пока неактуальна — в полном списке возможных получателей платежей уральских компаний нет. Но, говорят, это ненадолго.

Воспользоваться шаблонами, которые раньше были созданы для интернет-банка, не удастся. Создавать SMS-шаблоны нужно с нуля.

В момент подтверждения SMS-шаблона система сразу показывает нужный формат запроса для мобильного банка.

Тут же пробую на практике и отправляю в банк SMS-сообщение с закодированной просьбой оплатить интернет. Через минуту приходит оповещение об успешной оплате. Интернет-провайдер получает деньги сразу.

Все здорово, в общем. Но вместе с восхищением от современных технологий подступает еще и страх — а что если ошибусь и вместе с эсэмэской мои деньги улетят в неизвестном направлении? Понятное дело, что тут нет рецепта надежнее, чем внимательность, но все же, если ошибка произошла, что делать?

Светлана Скоринова, директор управления «Банк XXI» Уральского банка ОАО «Сбербанк России»:

— В одностороннем порядке банк не может вернуть средства, зачисленные на чужую карту по ошибке, клиенту необходимо самостоятельно обращаться к получателю средств, но клиент имеет право подать обращение в Сбербанк. Если же ошибка произошла при оплате чужого мобильного телефона, то клиенту необходимо в кратчайшие сроки обратиться в банк через сайт или контакт-центр для получения справки о совершении перевода, далее обратиться к сотовому оператору — получателю перевода для возврата денег.

В общем, проще будет один раз настроить все SMS-шаблоны, чтобы потом для платежей и переводов пользоваться короткими командами. А для быстрых переводов по номеру телефона на карту можно сохранить шаблон сообщения в телефоне. На крайний случай всегда можно отправить на номер 900 SMS «Справка» — ответом придет подсказка с самыми важными SMS-запросами «мобильного банка».

Топ-7 безопасных советов
1. Не подключать к услуге «мобильный банк» телефоны, которые не принадлежат вам, кто бы вас об этом ни просил (даже если человек представляется сотрудником банка).
2. Не оставлять свой телефон без присмотра и установить пароль (эта возможность доступна практически для любых моделей телефонов).
3. При внезапном прекращении работы SIM-карты необходимо обратиться к оператору сотовой связи за уточнением причин — в отношении клиента возможно проведение мошеннических действий третьими лицами.
4. При потере мобильного телефона срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в контактный центр банка для блокировки услуг «мобильный банк» и «Сбербанк ОнЛайн».
5. При смене номера мобильного телефона отключить услугу «мобильный банк» от старого номера телефона и подключить на новый. Операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, а с ним — и доступ к вашему счету.
6. Если устанавливаете на телефон программы и приложения, обратите внимание на опасные полномочия, например, отправка SMS.
7. Установите на телефон антивирусное ПО и своевременно его обновляйте.

Напоследок отмечу, что опцию «быстрый платеж», которая дает возможность оперативно совершать через мобильный банк оплату любого мобильного телефона либо перевод на карту клиента по номеру телефона, без предварительно оформленных шаблонов можно отключить в любой момент. Также в любой момент можно удалить и неактуальные шаблоны. Все это легко делается через интернет-банк.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
Для перевода средств на карту Сбербанка нужен только номер телефона получателя У получателя перевода карта тоже должна быть подключена к мобильному банку
Переводы по номеру карты (при создании SMS-шаблона) и по номеру телефона (после отправки каждого запроса) подтверждаются SMS-кодами, в которых дополнительно указываются реквизиты операции Для создания шаблонов в интернет-банке потребуется дополнительное время
Можно оплатить услуги любого оператора связи и большинства провайдеров интернета и телевидения Пока нет возможности оплатить услуги ЖКХ с помощью мобильного банка

Сегодняшний тест-драйв завершаем на четверку. Простота и скорость несколько уступили, но лишь в угоду безопасности. Чтобы настроить SMS-шаблоны, нужно будет потратить время и кое в чем разобраться, но зато потом это значительно упростит работу.