Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Росстат изобрел свой «индекс бигмака»

11 февраля 2014, 14:20
Эксперты уверены, что по нему трудно что-либо оценивать в России: в стране нет единого стандарта по приготовлению бургера.

С января 2014 года Росстат включил в перечень товаров и услуг, цены на которые отслеживаются для определения индекса потребительской инфляции, «сэндвич типа «Гамбургер». Статистики не смогли пройти мимо роста у россиян, особенно молодежи, популярности фастфуда.

В Росстате заверяют, что под гамбургером они понимают не любой товар с соответствующей надписью на ценнике, а «сэндвич, состоящий из мясной котлеты, бифштекса рубленного, из различных видов мяса, внутри разрезанной булки, типа гамбургера, чизбургера, реализуемого предприятиями общественного питания быстрого обслуживания».

Как выяснил «Финмаркет», разброс цен на «сэндвич, состоящий из мясной котлеты…» оказался очень большим: в Ханты-Мансийском округе гамбургер стоил в январе более 235 руб., а в Тамбовской области — чуть более 34 руб. Разница — почти в 7 раз. Среди регионов с самыми дорогими гамбургерами, наряду с северными, сибирскими и дальневосточными территориями, оказались все субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Почти в два раза отличаются цены на гамбургеры в Москве и Санкт-Петербурге — 84 и 44,5 рублей за штуку соответственно.

Продукты в целом тоже дешевле в аграрных регионах Центральной России и Поволжья. Но коэффициент корреляции между этими рядами данных все равно составляет всего 0,35.

Это объясняется тем, что под гамбургером Росстатом может пониматься разный по весу и пропорциям ингредиентов продукт, с разными составляющими, разным мясом: в одних регионах это может быть более дешевая курятина, свинина, на Северном Кавказе — более дорогая говядина или баранина. Кроме того, стоимость электроэнергии на Северном Кавказе в разы дороже, чем в Сибири, а газ в Дагестане намного дороже, чем в Астраханской области.

Исходя из этого эксперты утверждают, что по «индексу бигмака» вообще нельзя ничего оценивать. По словам представителя Института проблем рынка РАН Михаила Чернышова, «Бигмак в McDonald's — это абсолютно стандартный продукт по всему миру. А даже в Москве цены на то, что в разных сетях называется гамбургером, могут отличаться в разы: одно дело — в привокзальной забегаловке, другое — в дорогом ресторане.