К нам в редакцию обратилась читательница Наталья с просьбой о помощи. По словам Натальи, ей и ее мужу звонят агрессивные мужчины, представляются работниками банка, оскорбляют и приказывают вернуть долг.
История началась с того, что подруга Натальи в октябре 2013 года решила приобрести планшет в кредит. Обратившись в «Русский стандарт», она получила отказ и оформила кредит в другом банке. Уже 28 декабря 2013 года Наталье позвонили на мобильный и просили оплатить кредит. Тогда девушка решила, что ее разыгрывают.
Присылали и SMS с неизвестных номеров. |
Действительно сложно стало жить с января 2014 года, когда звонящие уже говорили на повышенных тонах и угрожали каждые несколько секунд. При этом никто не представлялся, просто начинали кричать, говорит Наталья.
— Мы сразу после угроз обратились в «Русский стандарт» и выяснили, что кредит, в получении которого отказали, действительно существует и оформлен на имя моей подруги. Мы написали заявление, что кредит получен посторонними лицами. А наутро пришел представитель банка, то есть он обладал конфиденциальными данными — не только теми, которые были указаны в ложной анкете, но и моей семьи. На вопрос, откуда такая информация, и предложение пойти в полицию — он убежал.
Стоит добавить, что Наталья воспитывает семилетнего сына, которому тоже звонили на мобильный. На счастье всей семьи, ребенок забыл телефон дома, поэтому трубку взяла Наталья.
— Я ему сказала, что это телефон ребенка маленького и не надо ему звонить, что все решается и заявления лежат в полиции. Он ответил, что куда хочет туда и будет звонить и общаться, как захочет.
Сначала девушки сходили в отделение банка, а уже после отправилась в бэк-офис «Русского стандарта» — именно там, на Ленина, 50д, находится отдел по работе с должниками. Испуганная девушка написала еще одно заявление с просьбой прекратить звонки. Ее пригласили на беседу в кабинет, а когда заметили, что она открыто снимает все на камеру мобильного телефона, то «начальник коллекторов» начал махать руками и кричать. Вновь угрозы, вновь давление, как говорит сама Наталья, даже хотели сломать телефон.
Выбора не оставалось, и наши героини просто выбежали из здания, перепрыгнув шлагбаум на проходной. Им перезванивали, просили вернуться, поговорить и удалить видео, но девушки не согласились.
На угрозы и крики девушки отвечали вот такими заявлениями. |
Обманутые девушки сначала обратились в районное отделение полиции на улице Бардина. Майор, рассказывает Наталья, ответил прямо, мол, никто ваши бумажки рассматривать не будет, это дело исключительно между банком и гражданкой, поэтому писать — пишите, но проверять не будем. Следующей инстанцией была прокуратура, где девушек развернули обратно к полицейским, только уже в Главное управление на Ленина, 17. После всех скитаний в ГУ МВД по Свердловской области ответили, что разберутся, дело передадут на Бардина и организуют проверку.
Полицейские прямо сказали, что на такие обращения реагируют спокойно — просто кладут на полку и все. |
«То есть банк выдал кредит непонятно кому, сейчас угрожает невиновным, а полиция бездействует; это так обидно, какая-то беспомощность, сумма-то смешная — 10 тысяч, а с процентами 15. Коллекторы нам намекнули, что такая схема у них работает, что можно заплатить 5 тысяч на руки и дело закроют в банке», — добавила Наталья. На данный момент угрозы со стороны «Русского стандарта» прекратились, а сама схема очень похожа на дело годичной давности.
Однако эксперты предупреждают, что в случае возникновения подобных ситуаций нужно действовать незамедлительно.
— Растет количество кредитов, оформленных на людей, которые об этом даже не подозревают. Нам часто приходится предоставлять свои паспортные данные в различные инстанции, и нередко ими пользуются мошенники, оформляя кредит с использованием этих данных. Страдают люди, которые никогда в своей жизни не обращались за кредитом, а числятся в банке как злостные неплательщики.
Итак, что делать, если:
• Приходят SMS из банка о блокировке карты с просьбой перезвонить на указанный номер = не звонить по указанному номеру. Связаться с банком по номеру, указанному на обратной стороне вашей карты или на сайте банка.
• Поступают звонки или приходят SMS о платеже по кредиту, который вы не брали = идти разбираться в банк, в котором у вас якобы кредит. Запросить кредитную историю в БКИ или коммерческом банке. Если кредит действительно был взят на ваше имя — писать заявление в полицию. Меры профилактики: проверять кредитную историю хотя бы раз в год (через БКИ это можно сделать бесплатно).
• Приходят SMS с просьбой подтвердить операции, которые вы не совершали = срочно обратиться в банк. Вероятно, мошенники смогли узнать ваш логин и пароль от интернет-банка. Не исключено также, что ваш компьютер заражен вирусом, который передал данные доступа в интернет-банк мошенникам.
• Приходит уведомление о снятии, переводе средств через банкомат или интернет-банк, а вы этих операций не совершали = срочно обратиться в банк, заблокировать карту.
• Приходит сообщение по электронной почте (поступает телефонный звонок или SMS) от якобы менеджера банка с просьбой сообщить номер банковской карты, срок ее действия, пин-код и прочую информацию = прекратить разговор, позвонить в банк по телефону, указанному на обратной стороне вашей карты или на сайте банка, сообщить о подозрительном звонке.
Для того чтобы не столкнуться с отказом при оформлении кредита, а также узнать об оформленных на ваше имя кредитах до визита судебных приставов — следует проверять свою кредитную историю не реже одного раза в квартал.
Мы будем следить за развитием ситуации.