Раздел Банки
8 июля 2013, 10:03

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Крупнейший российский банк вышел на рынок электронного документооборота. До этого момента отечественные банки не предоставляли своим клиентам таких услуг.

Отныне клиенты банка могут обмениваться всеми первичными документами вроде договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ исключительно в электронном виде. Распечатывать документы и хранить их в бумажном виде нет необходимости. Такую возможность предоставляет новый сервис банка по электронному документоообороту E-invoicing.

Зачем банку нужно было налаживать электронную связь между своими клиентами и как он на этом заработает, рассказывает заместитель председателя Уральского банка Сбербанка России Андрей Волчик.

— Андрей Валерьевич, введение услуги E-invoicing — это очередная техническая революция для банковского рынка?
— Скорее, плавная эволюция. Вы прекрасно представляете, как работает бизнес сейчас: с каждым контрагентом необходимо заключить договор, выставить счет на оплату определенных товаров или услуг, оплатить, получить акт сдачи-приемки, оформить товарную накладную…

Платежные операции уже давно можно совершать через интернет-банк, а вот с отчетными документами до сих пор очень много проблем — распечатать, послать, сохранить в архиве. Электронный документооборот от всех этих сложностей избавляет — все документы можно формировать и хранить исключительно в электронном виде, при этом они имеют ровно такую же юридическую силу, как и бумажные. Революция только в том, что мы первые из федеральных российских банков, кто предложил этот сервис своим клиентам. До этого подобные услуги были лишь в ассортименте ИТ-компаний.

— Расскажите о механике: как происходит электронный обмен документами?
— Клиент заходит в нашу систему интернет-банкинга для корпоративных клиентов, переходит во вкладку «E-invoicing» и создает, отправляет, получает документы. Все предельно просто. Программа легко интегрируется с системами 1С, SAP, решениями на базе Oracle.

Сервис для Сбербанка разрабатывала дочерняя компания «Корус Консалтинг» — один из ключевых игроков в области построения систем электронного документооборота.

— Необходимо быть вашим клиентом? Если у предпринимателя расчетный счет в другом банке, он уже не сможет воспользоваться сервисом?
— Технически такая возможность есть: юридическое лицо может быть подключено к услуге «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн». Через интернет-банк можно не совершать платежи, а только принимать и отправлять документы. Наверное, для самого клиента такой вариант будет не всегда удобен — это все равно что иметь два телефона: с одного отправлять SMS-сообщения, а с другого — звонить. Все документы будут храниться на серверах банка, извлечь их из архива можно в любой точке планеты — главное, чтобы был компьютер с доступом к интернету и USB-портом для токена.

— В чем интерес банка? Зачем вам налаживать связь между своими клиентами?
— Мы работаем на опережение. Это та услуга, которая будет формировать спрос. Мы видим, насколько успешно подобные системы внедряются в Европе, понимаем, как за счет этого сервиса поможем сэкономить деньги клиенту. Наконец, банк получает комиссионное вознаграждение за каждый документ, сформированный в системе.

— Какова экономия для клиента и размер комиссии для банка? В итоге клиент все равно остается в плюсе?
— Давайте вместе посчитаем. Чтобы распечатать документ на бумаге понадобится примерно 5 рублей (бумага, расходные материалы для принтера и т.д.), чтобы его отправить по почте — еще 35 рублей, это в среднем. А еще ваш главный бухгалтер и офис-менеджер сэкономят массу времени на бумажных делах (оценим это время в 10 рублей). Кроме того, не придется заботиться о том, где складировать многочисленные бумажки, кто будет отвечать за ведение архива и как потом в несчетном количестве документов найти нужный. Если переводить в рубли, то экономия на архиве может достигать 25–30 рублей.

Согласно исследованию Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, потери российской экономики от применения бумажного документооборота достигают 900 млрд рублей в год. По подсчетам Сбербанка, бизнес на каждом бумажном документе теряет в среднем 80 рублей.

Итого: в условиях бумажного документооборота каждый документ обходится примерно в 80 рублей. А банк за один исходящий документ возьмет только 10 рублей (при обороте до 10 тыс. документов в месяц). Все входящие документы, как входящие звонки на мобильный, будут доставлены бесплатно. В результате экономия на каждом документе — 70 рублей. Это, конечно, усредненная цифра, в каждой конкретной компании она может быть чуть больше или чуть меньше, но сам факт того, что без бумаги работать выгоднее, — налицо.

— Какой бизнес, по-вашему, первым перейдет на электронный документооборот?
— Локомотивом станут крупные компании, у которых много контрагентов. Среди первых наших клиентов уже есть крупные федеральные и региональные торговые сети. За ними подтянутся и поставщики крупных ритейлеров — производители продуктов питания и бытовых товаров. В числе первых клиентов будут и поставщики коммунальных услуг — они также имеют дело с большим количеством бумажной документации. Для малого и микробизнеса это тоже удобно. Но часто руководители малых предприятий настолько заняты своим бизнесом, что у них просто не хватает времени на то, чтобы разобраться в каких-то новинках. Они заметят эту услугу, только когда ее освоят крупные игроки.

Сегодня на Урале к электронному документообороту подключены около 100 компаний, но уже к концу года эта цифра вырастет до 8 тысяч предприятий, а в целом по России достигнет 100 тысяч. Вот увидите, через несколько лет эта услуга может стать такой же обыденной, как когда-то использование факса. Это неизбежно.

— Безопасно ли отправлять документы через электронные системы?
— Мы используем те же алгоритмы обеспечения безопасности, что и при проведении платежей в интернет-банке. Хотя интерес к документам со стороны мошенников в разы меньше, чем к платежным операциям, мы их тщательно защищаем — все документы хранятся на сервере банка в зашифрованном виде. Даже сотрудники банка не имеют к ним доступ, содержание документов доступно только отправителю и получателю документа.
Относительно бумаги эта система даже более безопасна. Электронный архив не потеряется, не сгорит в огне и в воде не потонет. Что бы ни произошло с бухгалтерией, клиент может через интернет-банк поднять любой договор, счет-фактуру, акт.

Андрей Волчик обещает, что через два месяца прямо из интернет-банка с помощью E-invoicing можно будет сформировать и отправить налоговую декларацию.

— Подключаются ли госструктуры к электронному документообороту?
— В Европе существует практика, когда государственные органы власти принимают электронные документы, более того, в ряде стран сознательно отказались от приема документов на бумажных носителях. У нас до этого еще далеко. Хотя налоговая служба, например, уже принимает документы, заверенные электронной подписью. В течение 1–2 месяцев мы планируем провести интеграцию с сервисом налоговой, чтобы можно было сразу через эту систему подавать налоговую декларацию.

— Сбербанк первым из банков вышел на этот рынок. Но долго, наверное, не останется единственным. Придумают ли банки что-то вроде роуминга — чтобы клиенты разных кредитных организаций могли вести электронный документооборот?
— Мы понимаем, что вскоре остро встанет потребность обмениваться электронными документами между банками. И мы готовы стать первым, кто предложит банкам объединиться. Уже сейчас мы думаем, как выстроить такой сервис по обмену документами с другими провайдерами.

Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru. Инфографика: Игорь Черепанов.
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.