Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Крупнейший российский банк вышел на рынок электронного документооборота. До этого момента отечественные банки не предоставляли своим клиентам таких услуг.

Отныне клиенты банка могут обмениваться всеми первичными документами вроде договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ исключительно в электронном виде. Распечатывать документы и хранить их в бумажном виде нет необходимости. Такую возможность предоставляет новый сервис банка по электронному документоообороту E-invoicing.

Зачем банку нужно было налаживать электронную связь между своими клиентами и как он на этом заработает, рассказывает заместитель председателя Уральского банка Сбербанка России Андрей Волчик.

— Андрей Валерьевич, введение услуги E-invoicing — это очередная техническая революция для банковского рынка?
— Скорее, плавная эволюция. Вы прекрасно представляете, как работает бизнес сейчас: с каждым контрагентом необходимо заключить договор, выставить счет на оплату определенных товаров или услуг, оплатить, получить акт сдачи-приемки, оформить товарную накладную…

Платежные операции уже давно можно совершать через интернет-банк, а вот с отчетными документами до сих пор очень много проблем — распечатать, послать, сохранить в архиве. Электронный документооборот от всех этих сложностей избавляет — все документы можно формировать и хранить исключительно в электронном виде, при этом они имеют ровно такую же юридическую силу, как и бумажные. Революция только в том, что мы первые из федеральных российских банков, кто предложил этот сервис своим клиентам. До этого подобные услуги были лишь в ассортименте ИТ-компаний.

— Расскажите о механике: как происходит электронный обмен документами?
— Клиент заходит в нашу систему интернет-банкинга для корпоративных клиентов, переходит во вкладку «E-invoicing» и создает, отправляет, получает документы. Все предельно просто. Программа легко интегрируется с системами 1С, SAP, решениями на базе Oracle.

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке

Сервис для Сбербанка разрабатывала дочерняя компания «Корус Консалтинг» — один из ключевых игроков в области построения систем электронного документооборота.

— Необходимо быть вашим клиентом? Если у предпринимателя расчетный счет в другом банке, он уже не сможет воспользоваться сервисом?
— Технически такая возможность есть: юридическое лицо может быть подключено к услуге «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн». Через интернет-банк можно не совершать платежи, а только принимать и отправлять документы. Наверное, для самого клиента такой вариант будет не всегда удобен — это все равно что иметь два телефона: с одного отправлять SMS-сообщения, а с другого — звонить. Все документы будут храниться на серверах банка, извлечь их из архива можно в любой точке планеты — главное, чтобы был компьютер с доступом к интернету и USB-портом для токена.

— В чем интерес банка? Зачем вам налаживать связь между своими клиентами?
— Мы работаем на опережение. Это та услуга, которая будет формировать спрос. Мы видим, насколько успешно подобные системы внедряются в Европе, понимаем, как за счет этого сервиса поможем сэкономить деньги клиенту. Наконец, банк получает комиссионное вознаграждение за каждый документ, сформированный в системе.

— Какова экономия для клиента и размер комиссии для банка? В итоге клиент все равно остается в плюсе?
— Давайте вместе посчитаем. Чтобы распечатать документ на бумаге понадобится примерно 5 рублей (бумага, расходные материалы для принтера и т.д.), чтобы его отправить по почте — еще 35 рублей, это в среднем. А еще ваш главный бухгалтер и офис-менеджер сэкономят массу времени на бумажных делах (оценим это время в 10 рублей). Кроме того, не придется заботиться о том, где складировать многочисленные бумажки, кто будет отвечать за ведение архива и как потом в несчетном количестве документов найти нужный. Если переводить в рубли, то экономия на архиве может достигать 25–30 рублей.

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке

Согласно исследованию Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, потери российской экономики от применения бумажного документооборота достигают 900 млрд рублей в год. По подсчетам Сбербанка, бизнес на каждом бумажном документе теряет в среднем 80 рублей.

Итого: в условиях бумажного документооборота каждый документ обходится примерно в 80 рублей. А банк за один исходящий документ возьмет только 10 рублей (при обороте до 10 тыс. документов в месяц). Все входящие документы, как входящие звонки на мобильный, будут доставлены бесплатно. В результате экономия на каждом документе — 70 рублей. Это, конечно, усредненная цифра, в каждой конкретной компании она может быть чуть больше или чуть меньше, но сам факт того, что без бумаги работать выгоднее, — налицо.

— Какой бизнес, по-вашему, первым перейдет на электронный документооборот?
— Локомотивом станут крупные компании, у которых много контрагентов. Среди первых наших клиентов уже есть крупные федеральные и региональные торговые сети. За ними подтянутся и поставщики крупных ритейлеров — производители продуктов питания и бытовых товаров. В числе первых клиентов будут и поставщики коммунальных услуг — они также имеют дело с большим количеством бумажной документации. Для малого и микробизнеса это тоже удобно. Но часто руководители малых предприятий настолько заняты своим бизнесом, что у них просто не хватает времени на то, чтобы разобраться в каких-то новинках. Они заметят эту услугу, только когда ее освоят крупные игроки.

Сегодня на Урале к электронному документообороту подключены около 100 компаний, но уже к концу года эта цифра вырастет до 8 тысяч предприятий, а в целом по России достигнет 100 тысяч. Вот увидите, через несколько лет эта услуга может стать такой же обыденной, как когда-то использование факса. Это неизбежно.

— Безопасно ли отправлять документы через электронные системы?
— Мы используем те же алгоритмы обеспечения безопасности, что и при проведении платежей в интернет-банке. Хотя интерес к документам со стороны мошенников в разы меньше, чем к платежным операциям, мы их тщательно защищаем — все документы хранятся на сервере банка в зашифрованном виде. Даже сотрудники банка не имеют к ним доступ, содержание документов доступно только отправителю и получателю документа.
Относительно бумаги эта система даже более безопасна. Электронный архив не потеряется, не сгорит в огне и в воде не потонет. Что бы ни произошло с бухгалтерией, клиент может через интернет-банк поднять любой договор, счет-фактуру, акт.

Прощай, бумага! Сбербанк научит бизнес экономить на каждой бумажке

Андрей Волчик обещает, что через два месяца прямо из интернет-банка с помощью E-invoicing можно будет сформировать и отправить налоговую декларацию.

— Подключаются ли госструктуры к электронному документообороту?
— В Европе существует практика, когда государственные органы власти принимают электронные документы, более того, в ряде стран сознательно отказались от приема документов на бумажных носителях. У нас до этого еще далеко. Хотя налоговая служба, например, уже принимает документы, заверенные электронной подписью. В течение 1–2 месяцев мы планируем провести интеграцию с сервисом налоговой, чтобы можно было сразу через эту систему подавать налоговую декларацию.

— Сбербанк первым из банков вышел на этот рынок. Но долго, наверное, не останется единственным. Придумают ли банки что-то вроде роуминга — чтобы клиенты разных кредитных организаций могли вести электронный документооборот?
— Мы понимаем, что вскоре остро встанет потребность обмениваться электронными документами между банками. И мы готовы стать первым, кто предложит банкам объединиться. Уже сейчас мы думаем, как выстроить такой сервис по обмену документами с другими провайдерами.

Фотографии: Дмитрий Горчаков; 66.ru. Инфографика: Игорь Черепанов