Услуга по анализу социальных связей заемщиков была запущена в тестовом режиме в этом месяце. Новый инструмент позволит банкирам еще лучше застраховать себя от мошеннических схем и злостных неплательщиков, которые любят перекредитовываться. В НБКИ однозначно заявляют, что в этой процедуре странички соцсетей клиентов использоваться не будут. База НБКИ представляет собой профайлы 60,5 млн человек и вполне репрезентативна и без прочих источников.
— Новый инструмент позволит российским кредиторам пресечь обманные действия потенциальных заемщиков на самой ранней стадии, перед тем как будет сформирован кредитный счет. Анализ социальных связей может стать еще одной возможностью более тщательно прогнозировать кредитное поведение заемщиков. Как выяснили специалисты НБКИ, более половины (54%) субъектов в базе бюро имеют социальные связи даже по простейшему набору атрибутов: адреса, телефоны и общие счета. По нашим данным, существует корреляция между поведением людей, связанных друг с другом.
Кроме того, стоит отметить, что в отличие, например, от запроса кредитной истории, на который клиент подписывает согласие, о проверке социальных связей заемщик знать не будет. Банки и сами, скорее всего, не станут разглашать информацию о том, что пользуются этим продуктом. Готовы ли банки платить за новую услугу? «Да, это может быть интересно», — отметил Александр Поляков.
— Теоретически банк может и сам на основании базы клиентов, которые уже есть в банке, изучить социальные связи клиента, но если кредиты взяты в других банках, результат может быть отрицательным. Стоит отметить, что отказ в предоставлении кредита клиенту с подобной информацией всегда будет зависеть от настроек использования этой информации. Безусловно, должен быть проведен тщательный анализ, в каких случаях можно ее использовать, а в каких — нет.
В «Уральском банке реконструкции и развития» с этим продуктом еще не знакомы. «2013 год назван международными экспертами годом big data, то есть временем, когда о клиентах скопилось огромное количество информации в различных источниках. Начиная с систем различных платежей и заканчивая соцсетями. Встает вопрос: как ее использовать», — рассказал Порталу 66.ru Семен Кочнев.
Семен Кочнев, заместитель директора департамента рисков УБРиР:
— Над этим сейчас работает очень большое количество аналитических компаний и крупных банков по всему миру. Решение не лежит на поверхности. НБКИ делает пробный шаг, чтобы, возможно, просто пощупать готовность рынка или позиционировать себя, что они были первыми. Их предложение — это не готовый инструмент классификации заемщиков (рейтингования), а не более чем просто некая информация — например, «отцу заемщика 50 лет». Кто сможет превратить просто информацию в оцифрованную зависимость кредитоспособности, тот сможет сказать, полезна ли она. Но попробовать, конечно, стоит.
В НБКИ говорят, что мера очень своевременная: в прошлом году наметились негативные тенденции. Одновременно с бурным ростом рынка наблюдалось ухудшение кредитной дисциплины россиян, что в будущем, несомненно, скажется на качестве портфелей кредиторов. На 1 января 2013 года количество просроченных счетов, по которым не было ни одного платежа, увеличилось до 576,736 тыс, или на 31% по сравнению с данными годом ранее.
Если оценка социальных связей действительно масштабно приживется и поможет банкирам более умело обращаться с рисковыми клиентами, гипотетически можно прогнозировать, например, снижение ставок по кредитам. Но это вряд ли.