Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Только для богатых: куда уральцы несут чемоданы денег

9 января 2013, 16:44
Только для богатых: куда уральцы несут чемоданы денег
Фото: Портал 66.ru
Сколько нужно зарабатывать, чтобы приезжать в банк с черного входа и звонить личному менеджеру в любое время суток? Мы напросились в элитные отделения нескольких банков и поговорили с их руководителями

Отдельный вход, тихие кабинеты, мягкие кресла и самые приветливые консультанты. Они могут позвонить своему личному менеджеру в любое время дня и ночи и по любому вопросу — нужно ли положить деньги в швейцарский банк или достать билет на Лигу чемпионов. Они — это действительно состоятельные люди, которым банки готовы предложить совершенно особые условия. Портал 66.ru проник в самые закрытые и самые престижные подразделения нескольких банков — туда, где каждого клиента знают в лицо и по имени-отчеству.

Услуга private banking, многие десятилетия существующая в Европе и США, в России еще только зарождается. Первыми на особые отношения с vip-клиентами решились крупнейшие частные банки и «дочки» иностранных кредитных организаций, но в последние годы охоту за миллионерами начали и банки с госучастием. Несколько лет назад услугу private banking запустили ВТБ24 и Сбербанк. Потребность в «спецобслуживании» в стране довольно велика: людей, готовых инвестировать от $1 млн (средний порог входа в private banking), по экспертным оценкам, больше 130–140 тысяч человек.

В Екатеринбурге private banking предлагает до десятка кредитных организаций — как местные (СКБ-банк, УБРиР, «Кольцо Урала»), так и федеральные (Альфа-Банк, ВТБ24, Сбербанк, Росбанк, Промсвязьбанк) игроки. Большинство банков эту услугу не то что «не светят», а даже тщательно скрывают — «частный банкинг» не рекламируется, редко упоминается на официальных сайтах, а узнать о нем можно только из личных бесед с руководством банка или по рекомендации кого-то из клиентов. Разумеется, не любят банкиры рассказывать о своем самом дорогом подразделении и в СМИ. Исключение для Портала 66.ru сделали три банка — ВТБ24, СКБ-банк и Росбанк. Мы попытались сравнить их предложения и обнаружили, что понятие «частного банкинга» пока в каждом финансовом учреждении понимают по-своему, но на недостаток клиентов никто не жалуется.

Сергей Жуков, ВТБ24: «Наша цель — стать для клиента кем-то вроде семейного доктора»

Неприметный вход в старинный особнячок на улице Карла Либкнехта, почти сливающаяся со стеной вывеска — так выглядит отделение private banking ВТБ24. На двери — звонок, дальше — ресепшен и несколько отдельных кабинетов, в каждом из которых натурально решаются судьбы миллионов — не только рублей, но и долларов или евро. Если вы не готовы открыть вклад на сумму от $500 тыс и заплатить еще 75 тыс. руб. за годовое обслуживание — вход в эту обитель больших денег вам заказан.

Юлия Пищаева, СКБ-банк: »Случалось, что приходилось увольнять менеджера, которым остался недоволен клиент. Это нонсенс, но такое бывало. Зато клиент оставался у нас».

Elite bank СКБ-банка располагается прямо в главном офисе на улице Куйбышева, но — с отдельным входом и отдельной парковкой. Обычно клиент звонит своему персональному менеджеру и сообщает, что желает подъехать. Об этом предупреждается охрана, открывается шлагбаум и у неприметного черного входа дорогого гостя уже встречают. Внутри — сверкающий лифт и мягкие кожаные кресла. Работают с самыми почетными клиентами банка четыре девушки — клиентские менеджеры, переведенные в Elite bank за особые заслуги в обычных отделениях банка.

Юлия Пищаева, директор Elite bank СКБ-банка:

— Мы никогда не брали и не планируем брать людей со стороны — школа СКБ-банка должна быть пройдена с самой первой ступеньки. Конечно, в Elite bank попадают лучшие, главное требование — менеджер должен любить людей. VIP-клиенты ведь особенно требовательные и прекрасно понимают, чего хотят.

Стать клиентом Elite bank можно двумя способами: либо у вас есть 3 млн руб. и вы готовы положить их во вклад, либо у вас есть всего 15 тыс. руб. и вы очень хотите особенного к себе отношения — за эти деньги можно приобрести себе годовое обслуживание в «элитном банке». Есть еще и третий способ: заплатить 3 тыс. руб. за разовое посещение Elite bank. Это удобно, скажем, при совершении крупных сделок — например, с недвижимостью, которые как-то не с руки оформлять в общем зале. Самая востребованная услуга «элитного банка» — вклады, но спросом пользуется и кредитование. Деньги такие клиенты занимают в основном на крупные покупки, например, ту же недвижимость.

На работу в «элитный офис» СКБ с улицы не попасть — берут сюда только тех, кто сначала потрудился в обычном отделении банка и знает всю эту «кухню» изнутри

Сегодня в Elite bank — сотни клиентов, в основном пришедшие по рекомендации друзей и знакомых. Есть и целые династии — в банк приходят уже дети первых клиентов. Никакой рекламы «элитного банка» СКБ-банк не дает — «массовка» и очереди тут никому не нужны.

Игорь Смуров, Росбанк: «Наше главное преимущество — мировая структура и доступ к западным банкам».

Но деньги — это еще не все. Сначала нужно пройти внутреннюю проверку банка. Если у службы безопасности возникнут даже малейшие сомнения в чистоте вашего бизнеса и заработанного капитала — в обслуживании откажут, какие бы миллионы вы ни были готовы положить на счет.

Игорь Смуров:

— Наш банк работает по принципу «знай своего клиента». Каждый клиент проходит обязательную процедуру проверки. Случаев, когда нам приходится отказывать клиенту, очень мало, потому что человеку изначально предлагается предоставить о себе полную информацию. Так что все подозрительные отсеиваются уже на начальном этапе.

Как часть западной группы Росбанк готов предоставлять банковские услуги как в России, так и на территории Швейцарии, Франции, Монако и Сингапура. Приходите в екатеринбургский офис — и через 2–3 недели у вас уже может быть открыт счет в банке на территории любой из этих стран. За границей можно и кредит взять — под невиданные в России 3–5% годовых — например, на покупку недвижимости или яхты. Кстати, с производителями тех же яхт у Societe Generale давняя дружба, так что скидки клиентам обеспечены. В остальном линейка услуг для премиальных клиентов стандартная: есть и управление капиталом, и консьерж-сервис.

Игорь Смуров, Росбанк: «Нашим клиентам пафос не нужен, им важен уровень сервиса — прежде всего, за границей. К примеру, во всех странах присутствия банка работают русскоговорящие личные консультанты, связаться с которыми можно в любое время»

«Деньги любят тишину» — пожалуй, именно про этот банк. VIP-клиенты, хранящие на вкладе миллион долларов, попадают в банк с обычного входа, вместе со всеми остальными, и там уже их встречает персональный менеджер. Кстати, такой менеджер на весь Екатеринбург у Росбанка — один. Говорят, пока больше и не нужно.

Игорь Смуров, региональный директор Уральского филиала Росбанка:

— Не исключено, что в дальнейшем для премиальных клиентов появится отдельное здание, но наш клиент сориентирован на получение услуг именно на Западе, и ему будет достаточно того сервиса, который мы можем ему предоставить в головном офисе. Есть ведь разные категории людей: кто-то падкий на внешний пафос, ему нужен отдельный вход, золото и хрусталь;, а есть те, кто заработал состояние и не хочет, чтобы это состояние было обозначено.

Увы, в этот раз нам не удалось попасть в одно из самых «пафосных» отделений private banking — «А-Клуб» Альфа-Банка. В Екатеринбурге он открылся несколько лет назад на улице Белинского. Мне приходилось бывать в «А-Клубе» в самом центре Москвы — фамилий клиентов там, конечно, не назвали, но дали понять, что к ним захаживает солидная часть столичного истеблишмента. «А-Клуб», кстати, настолько скрытен, что даже «порога входа» там не называют — мол, условия членства с каждым клиентом оговариваются индивидуально.

Фотографии: Дмитрий Горчаков