Раздел Банки
24 сентября 2012, 10:31

Безналичная революция: быстро, дорого, прикольно

Безналичная революция: быстро, дорого, прикольно
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Вместе с директором екатеринбургского интернет-магазина мы протестировали новый сервис Банка24.ру по проведению безналичных платежей.

Предыстория

О выпуске нового высокотехнологичного девайса для представителей малого бизнеса Банк24.ru сообщил в середине июля. «Точка» уместила терминал по приему банковских карт в устройство размером с 5-рублевую монету и дала возможность проводить безналичные платежи с помощью смартфона. Фактически «втычка» от 24-ки позволила превратить мобильный телефон в кассу. Анонсируя продвинутую новинку, зампред правления Банка24 Борис Дьяконов говорил ни много ни мало о «безналичной революции».

С тех пор сервис прошел тестирование и ряд доработок. Сменилось даже название: из простой «втычки» устройство переименовали в «Термит». Технологически сервис усовершенствовали, в том числе и благодаря нашему герою — директору интернет-магазина UniQM.ru Александру Ржанникову, который взялся протестировать новинку. О результатах тест-драйва — читайте в нашем тексте.

Аппарат очень компактный в сравнении со стандартными терминалами по приему безналичных платежей. Выдается в комплекте с картой, привязанной к расчетному счету в Банке 24.ру.
«Это решение из коробки: вставил — и всё работает», — оценивает новинку Александр Ржанников.

Моделируем ситуацию покупки: выбираем пункт «Принять платеж». Нас просят: «Уверенно проведите картой через ридер». Проводим. Но не тут-то было — не сработало. Недостаточно уверенно, видимо, мы обращались с картой.

Нам ридер сдался только со второй попытки. Александр Ржанников утверждает, что это еще быстро: «Раньше мы могли совершать эту процедуру раз по десять. Кто-то из клиентов смеется, кто-то смотрит настороженно, а мы проводим карту через ридер до тех пор, пока не получится, наконец, «уверенно». Сейчас эта функция стала работать гораздо стабильнее, видимо, обновили алгоритм считывания данных».

Далее система требует ввести номер телефона и e-mail клиента.

Покупателю приходит СМС-сообщение с кодом подтверждения операции, который необходимо ввести на смартфон продавца. Кроме того, платеж подтверждается подписью. Только после этого деньги могут быть списаны со счета покупателя и зачислены продавцу.

Клиент получает сообщение о покупке и чек на электронную почту. И вот тут начинается самое интересное. Технологичность, скорость и мобильные технологии, конечно, прекрасны. Но клиент по закону должен получить чек в физическом виде, бумажный. А потому вместе с миниатюрным «Термитом» курьер должен носить с собой увесистый кассовый аппарат, отмечает Ржанников.

Чек приходит от «Москомприватбанка», а не от Банка24.ру. Вот так в нежную дружбу, основанную на товарно-денежных отношениях, вдруг вмешивается третье лицо.

Как пояснили Порталу 66.ru в пресс-службе, Банк24.ру использовал технологию украинского «ПриватБанка» («Москомприватбанк» входит в эту банковскую группу) и вывел на рынок пакетное предложение — расчетный счет в тандеме с мобильным терминалом. «ПриватБанк» в совместном проекте является эквайером, то есть обслуживает терминалы, поддерживает их работу и контролирует программное обеспечение к ним.

Ксения Власова, руководитель отдела развития розничного бизнеса Банка24.ру:

— Безусловно, есть сложности, связанные с участием «ПриватБанка» в процессе расчетов с помощью «Термитов». Это специфика нового продукта. Оказывает влияние разница в законодательстве Украины и России, дистанционное взаимодействие и многое другое. Однако «ПриватБанк» оперативно реагирует на вопросы, возникающие проблемы и делает со своей стороны все возможное для их оперативного решения.

Наш герой рассказал, что в его практике работы с «Термитом» один раз произошла ситуация, когда карта потеряла привязку к расчетному счету, в результате деньги за покупку потерялись где-то между банками и долго не могли поступить на его счет. Но в банке утверждают: эту проблему уже решили. «В самом начале действительно было несколько похожих ситуаций, но сегодня они полностью решены, и оба банка делают все, чтобы свести подобные случаи к нулю. В истории с Александром денежные средства поступили на счет с задержкой в связи с процессными вопросами между «ПриватБанком» и Банком24.ру», — пояснили в пресс-службе «Точки». Но вернемся к нашему тест-драйву.

Как только транзакция совершена, деньги за покупку падают на счет юридического лица. Но не все — за вычетом комиссии: 1,8% от суммы каждой операции по картам Банка24.ру и 2,7% — по картам сторонних банков. Размер комиссионного вознаграждения банка — предмет отдельного спора.

Александр Ржанников:

— Сейчас комиссия, на мой взгляд, достаточно высока, хоть Банк24.ру и говорит, что все «по-божески». У каждого бизнеса своя рентабельность, и для нас эти 2,7% — это дорого. Для сравнения, мы также используем терминалы для безналичного расчета от другого банка. Само устройство банк отдает нам бесплатно: мы подписываем соглашение о том, что терминалы имеют определенную залоговую стоимость, и если мы их потеряем или сломаем, то должны будем возместить эту стоимость. Да, аппарат большой и не такой удобный, но и комиссия всего 1,2%.

В банке отмечают, что рассматривают возможность изменения тарифов, но признаются: тут не все от них зависит.

Ксения Власова, руководитель отдела развития розничного бизнеса Банка24.ру:

— Мы рассматриваем этот вопрос. Но одного нашего, Банка24.ру, желания здесь мало. Мы не зарабатываем на транзакциях. Это часть бизнеса «ПриватБанка». Сейчас мы находимся в стадии активных переговоров, и тарифы — один из ключевых вопросов. Мы понимаем, что возможность принятия платежей в мобильном формате по минимальным ценам — это важная часть бизнеса наших клиентов. Со своей стороны мы отменили комиссию за сам «Термит» и с 1 сентября дарим его нашим клиентам при открытии расчетного счета.

Пока не совсем понятна бизнесу и процедура с возвратом. «По закону возврат мы должны совершить таким же образом, каким была сделана покупка. Соответственно, если человек платил картой, то и возвращать деньги мы будем на карту. Но как это сделать с помощью «Термита», я пока не знаю», — говорит Ржанников.

Резюме: к работе пригоден, но революцию не совершит

Технические недоработки в девайсе «Термит» есть, тарифы тоже пока остаются чуть выше рыночных. На другой чаше весов — фактическое отсутствие альтернативы и продвинутость сервиса.

Плюсы Минусы
Компактность Необходимость носить кассовый аппарат
Простота в использовании Высокие тарифы на обслуживание
Технологичность Наличие третьего лица — «ПриватБанка»
Непонятная процедура возврата

Александр Ржанников:

— Людям нравится, большинство клиентов приятно удивлены новшеству: «Ух ты, какая штуковина». Банк24.ру — это вообще всегда бизнес со вкусом «fun». Мне это нравится. Кроме того, мне искренне импонирует этот крестовый поход Банка24.ру против наличых. Я абсолютно согласен с Борисом Дьяконовым, который считает наличку злом. Работа с наличными деньгами порождает гораздо больше издержек, чем работа с пластиком. Деньги в физическом виде нужно где-то хранить, и не просто в ящике, а в подходящем под нормы законодательства месте. Организовывать кассу, например, это затраты. Или каждый день относить выручку в банк — это хлопоты.

По словам нашего эксперта, это новшество может стать отличным подспорьем для служб такси и небольшого бизнеса, вроде автомоек, которым нужно быстро наладить безналичный расчет. Однако чтобы удержать клиентов, банку придется поработать над снижением тарифов.

Дмитрий Горчаков, 66.ru
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.