Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мелкие банки предпочли хранить активы в наличных

19 июля 2012, 15:12
Доля наличных в активах банка, превышающая 30%, вызывает у Центробанка сомнения в экономической целесообразности такой структуры.

Повышение требований к минимальному размеру капитала банков с этого года не дало ожидаемого роста их бизнеса, показывает исследование «Коммерсанта». Более чем у трети игроков, увеличивших капитал в конце прошлого года, наличные в кассе банка превышают 20% активов. Такая ситуация требует повышенного внимания, считают в ЦБ. Требование по минимальному размеру капитала (180 млн рублей) для действующих банков вступило в силу с 1 января. Около 60 банков увеличили капитал до требуемого уровня за месяц до вступления в силу новых требований.

Как показывает анализ отчетности этих банков, проведенный изданием, некоторым из них пришлось практически удвоить капитал (в среднем по выборке увеличение составило 30–40%), но за прошедшие полгода никаких особенных изменений в структуре их активов не произошло. Каждый третий увеличивший капитал в конце прошлого года региональный банк предпочитает сохранять значительную часть своих активов в виде наличных в кассе, свидетельствуют подсчеты.

Доля активов, вложенных в наличность, превышает 20% у 22 из 60 банков. Лидером по этому показателю является Дагбизнес-банк. По данным на 1 июня, у банка был нулевой кредитный портфель и отсутствовали какие-либо вложения в ценные бумаги, зато в кассе организация хранила 200 млн рублей, то есть 100% активов.

Высокая доля кассы в активах банка сама по себе не нарушение: иногда это может иметь разумное объяснение, например, если в регионе не распространены безналичные расчеты, указывает источник «Коммерсанта», близкий к Банку России. В то же время доля свыше 30% должна вызывать и вызывает вопросы у регулятора относительно экономической целесообразности такой структуры активов, указывает собеседник издания. Он также отметил, что не стоит забывать, что касса — это самый простой способ фальсификации капитала и самый сложный элемент для контроля. В отсутствие мотивированного суждения у ЦБ доказать, что собственных денег банка в кассе реально нет, крайне сложно.