Хотя Центробанк уже давно беспокоят возрастающие кредитные риски российских банков, региональные розничные структуры пока не намерены снижать темпы потребительского кредитования. Рост заемных портфелей при этом логично приводит к росту просроченной задолженности населения. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований, за последний год треть всех розничных заемщиков испытывали затруднения при внесении очередного платежа по кредитам.
В итоге регулятор решил обязать банки более тщательно подбирать заемщиков. С 1 июля 2012 года в инструкцию ЦБ о банковских нормативах внесены изменения, ужесточающие оценку рисков. Если при оформлении кредита заемщик отказывается предоставлять информацию о себе в бюро кредитных историй (БКИ), к такому кредиту будет применяться повышенный коэффициент риска, пишет «Клерк.ру».
Таким образом, вскоре банки могут стать более требовательными к наличию у клиентов кредитной истории. По словам банкиров, сейчас отказ заемщика от передачи информации о себе в БКИ не является стоп-фактором при выдаче кредита, но во многих случаях осложняет отношения с банком. Хотя право клиента на отказ закреплено в законодательстве и в теории не влияет на процесс оформления кредита.
Институт кредитных историй за 6 лет, минувшие с момента его возникновения в России, прочно сросся с банковской системой. С тремя крупнейшими бюро кредитных историй (БКИ) сегодня сотрудничают 95% российских банков, а на передачу в БКИ своих данных соглашаются 90% всех частных заемщиков. Об этом свидетельствует статистика Центра экономических исследований «Интерфакс».
Клиенты банков уже начали осознавать, какое влияние их «кредитное» прошлое оказывает на их взаимоотношения с банками. Во многих случаях отказ в выдаче кредита обусловлен просрочками по платежам, допущенным заемщиком ранее. При этом создать себе положительную кредитную историю достаточно сложно. Любая информация о взыскании просроченной задолженности с клиента хранится в базе данных БКИ в течение 10 лет, и исправить ее нельзя никаким образом, говорит замглавы управления безопасности «ВУЗ-банка» Наталья Шитова.
Справочные сведения о том, что представляет собой кредитная история и кто является ее субъектом и пользователем, можно узнать здесь. В двух словах это расширенный отчет, содержащий личные данные заемщика, его уникальный код и сведения о графике его платежей по закрытым и текущим кредитам. Такая история — медаль о двух сторонах. Злостная просрочка отправляет ее в «минус» и закрывает перед заемщиком двери банков, а аккуратное внесение платежей автоматически делает его желанным клиентом. Технология принятия решения о выдаче кредита у банков разная, но положительная кредитная история — это важнейший фактор при одобрении заявки в любой структуре, рассказывают представители СКБ-банка.
Сегодня каждый заемщик может узнать, что же написано в его кредитной истории. Один раз в год ему предоставлено право бесплатно получить отчет из Центрального каталога кредитных историй. Заемщик также может заказать справку о своей кредитной истории в банке, у которого есть соглашение с каким-либо БКИ. Эта услуга является платной, ее стоимость составляет в среднем 800 рублей. При этом информация предоставляется по всем кредитам заемщика, независимо от того, в каких банках они были оформлены.
— За 2011 год мы предложили отчёты по кредитным историям около 3000 клиентов, а в 2012 году только за первое полугодие к нам в банк обратилось более 2000 клиентов. Рост заявок на получение информации по кредитным историям говорит о росте культуры кредитования. Часто причиной обращения за отчётом по кредитной истории служат отказы в банках при подаче заявок на кредит. Причина отказа все та же — некорректная информация в кредитной истории.
Наталья Шитова также отмечает, что законодательство обязывает банки предоставлять информацию о заемщиках как минимум в одно из аккредитованных БКИ. Тремя крупнейшими российскими БКИ являются Национальное бюро кредитных историй, Объединенное кредитное бюро и «Эквифакс Кредит Сервисиз».
Список же способов исправления испорченной кредитной истории, увы, невелик. Точнее, он исчерпывается практически одним пунктом: погашение просроченной задолженности и аккуратность в дальнейших платежах по кредитам. Об этом говорят все опрошенные Порталом 66.ru банкиры. Но в крайних случаях банк может пойти на компромисс с заемщиком с негативной кредитной историей.
— В отдельных сложных случаях банки проводят с заемщиками кредитное интервью, во время которого дают возможность рассказать о ситуации, которая привела к возникновению просрочки по кредиту и порче кредитной истории. Например, человека сократили на работе, он тяжело болел или же пережил несчастье. При предоставлении документов, подтверждающих объективную природу проблем с платежами, заемщик с плохой кредитной историей может рассчитывать на получение нового кредита.
Если же заемщик считает, что его кредитная история была испорчена по ошибке банка, то ему стоит готовиться к бумажной работе и длительному ожиданию.
— Заемщик имеет право оспорить свою кредитную историю, если считает, что внесенная в него информация некорректна. Для этого ему нужно подать в бюро, где хранятся данные о нем, заявление о внесении изменений. Бюро обязано в течение 30 дней провести проверку и при подтверждении ошибки исправить кредитную историю.
В случае же, если задержку платежа спровоцировали форс-мажорные обстоятельства, Марина Никитина рекомендует сразу же оповестить об этом банк и договориться о реструктуризации займа, чтобы избежать возникновения глубокой просрочки. Исправить испорченную КИ «нетривиальными» методами в обход установленных порядков невозможно, утверждают банкиры.
— Механизм формирования кредитных историй абсолютно прозрачен, поэтому каких-либо ухищрений, с помощью которых можно исправить информацию, на практике не существует. Обмен данными между банком и бюро осуществляется с использованием сертифицированных средств защиты информации. Порядок коррекции кредитных историй в банке определён документально, и банк несёт ответственность за правильность информации о своих клиентах.
Но и положительная кредитная история все же не гарантирует стопроцентное получение кредита. Уже давно розничные структуры внедряют скоринговые системы, позволяющие быстро проанализировать комплексное состояние клиента.
— Скоринговая модель работает с социально-демографическим портретом заемщика. В течение многих лет система накапливает определенную статистику, на основании которой строит предположения о благонадежности заемщика и принимает решение о выдаче кредита. То есть, банки по-прежнему оценивают заемщика, опираясь в основном на те данные, которые он предоставляет при оформлении заявки на кредит: ежемесячный доход, семейное положение, жилищные условия и стаж работы.
В то же время при всех положительных качествах заемщика данные о его финансовой дисциплинированности являются решающим фактором при принятии решения о выдаче кредита. По словам Натальи Шитовой, документы, предоставленные в банк, могут быть какими угодно красивыми, но репутацию клиента будет отражать в первую очередь его кредитная история.