Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свердловская область возвращается в эпоху потребления

17 апреля 2012, 10:13
Уральцы окончательно опомнились от кризиса 2008 года и снова активно тратят деньги, не только влезая в кредиты, но и снимая средства с банковских счетов.

Сейчас региональные банки готовятся предоставить в ЦБ отчеты по итогам деятельности в I квартале 2012 года. Если судить по уже озвученным цифрам, рост розничного кредитования у крупнейших игроков в январе-марте существенно превысил темпы привлечения средств. В целом по стране объем розничных кредитных портфелей за этот период увеличился на 3,5%, со ссылкой на зампреда Центробанка Михаила Сухова передает «Коммерсантъ». Скорее всего, средний прирост этого показателя в банках Свердловской области составит около 5%. Средний прирост по вкладам в то же время можно ожидать на уровне 2%.

Ипотека как двигатель прогресса

Универсальные банки области уже давно не снижали ставки по розничным займам, но это не мешает им наращивать объемы кредитования. Так, уральский филиал ВТБ24 по итогам I квартала отчитался об увеличении розничного портфеля на 5%. В ВУЗ-банке объемы выдачи в I квартале выросли на 4%. Другие респонденты Портала 66.ru сообщили о «стабильном росте кредитования», сославшись на то, что итоговые квартальные цифры еще не подсчитаны.

Сергей Кульпин, управляющий уральским филиалом ВТБ24:

— Динамика увеличения продаж очень впечатляющая. В среднем за I квартал мы выдали на 50–60% больше кредитов, чем за тот же период 2011 года. Исключением является ипотека. По данному направлению продажи выросли еще больше — в 2,2 раза.

Как сообщал портал, срочные вклады в ВТБ24 за I квартал при этом также выросли на 5%, но сокращение остатков средств на счетах до востребования и депозитах юрлиц скорректировало прирост привлеченных средств до нулевой отметки. По словам Сергея Кульпина, такое положение вещей объясняется сезонностью. В беседе с корреспондентом портала банкир отметил, что резкий рост привлечения средств в декабре частично корректируется в январе-феврале, когда люди, поиздержавшись за новогодние каникулы, начинают тратить средства с банковских счетов. Причем эта тенденция характерна для всего рынка. В том же ВУЗ-банке рост объема вкладов частных клиентов с января по апрель составил 2%.

О серьезном увеличении кредитования в I квартале по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом говорят практически все опрошенные порталом представители банков. В «Кольце Урала» портфель розничных кредитов за год увеличился в 3 раза, рассказала начальник управления потребительского кредитования банка Наталья Голубева.

Наталья Голубева, начальник управления потребительского кредитования банка «Кольцо Урала»:

— Такая динамика обусловлена многими факторами. Это и улучшение условий по действующим кредитам, и упрощение процедуры получения кредита, и постоянно растущий спрос на банковские продукты, и расширение филиальной сети банка.

В отличие от нынешней ситуации, в 1 квартале 2011 года еще ощущались отголоски кризиса, когда отложенный спрос еще не проснулся, отмечает директор департамента розничного бизнеса по кредитованию ВУЗ-банка Ольга Стерхова.

Дорогие кредиты энтузиазму заемщиков не помеха

Заявляемая банками простота оформления кредита сегодня является одним из ключевых инструментов в борьбе за клиента, поскольку резерв по снижению процентных ставок выбран практически полностью. Многие банки сочетают этот инструмент со специальными акциями и повышением лояльности действующих клиентов.

Денис Бабушкин, руководитель дирекции розничных продаж УБРиР:

— Банки начали активно проводить различные акции и серьезно прорабатывать индивидуальные коммерческие предложения для лояльных клиентов. Стали следить за качеством обслуживания. Мы, например, в числе первых внедрили новую технологию оценки заемщиков, по которой процентная ставка по кредиту напрямую зависит от предоставленной заемщиком информации о себе и от его кредитной истории. За счет более справедливого ценообразования мы даем клиенту минимально возможную ставку по кредиту.

По словам эксперта, сегодня внушительную долю в кредитных портфелях российских банков занимают беззалоговые кредиты как наиболее простой и понятный заемщику продукт. Знаковой для рынка тенденцией является и внимание к заемщикам пенсионного возраста, отмечает Денис Бабушкин. Спрос на кредиты со стороны пенсионеров есть, поскольку зачастую пенсии не хватает на то, чтобы сделать ремонт дома или обновить дом на даче. При этом банк относит таких заемщиков к категории «благонадежных».

Кредиты наличными стали «локомотивным» продуктом и для ВТБ24, говорит Сергей Кульпин. В марте их объем вырос на 25% по сравнению с февралем, и впервые за последний год драйвером роста для банка стали продажи розничных кредитов через каналы обслуживания корпоративных клиентов.

Сергей Кульпин:

— Потребительская активность на рынке растет. Это подтверждается и ростом кредитных портфелей физических лиц, и социологическими исследованиями. По данным ВЦИОМ, индекс кредитного доверия россиян за последний год увеличился с 29 до 38 пунктов. Нынешнее значение — самое высокое за последние два года. Доля россиян, уверенных в том, что сейчас подходящее время для кредитования, увеличилась с 56 до 70%.

Чем ближе к лету, тем толще ранцы

Региональные финансисты отмечают, что во II квартале рост кредитования станет еще сильнее. Они также опровергают мнение о том, что сейчас банки стараются сдержать темпы выдачи займов. По крайней мере, когда речь идет о розничном бизнесе.

Денис Бабушкин, руководитель дирекции розничных продаж УБРиР:

— Не думаю, что сегодня рынку присуще искусственное торможение объемов кредитования. Если конкретному банку необходимо увеличить ресурсную базу для развития бизнеса, то он делает акцент на привлечение средств. Но это явление не массового порядка. УБРиР и по сей день активно развивает сегмент кредитования населения. При этом мы не отодвигаем задачу по привлечению ресурсов на второй план. Для нас это одинаково важные направления работы.

Прогнозируемое повышение темпов кредитования во II квартале эксперт связывает все с той же сезонностью. По его словам, в этом периоде меньше выходных дней, чем в начале года. К тому же, весна и начало лета — это традиционный сезон роста спроса на потребительские кредиты, когда люди используют заемные средства, чтобы съездить в отпуск или сделать дома ремонт. Мнения о том, что в следующие три месяца рост кредитных портфелей будет еще активнее, придерживаются и Сергей Кульпин из ВТБ24, и Наталья Голубева из «Кольца Урала».