Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ЦБ увеличивает число надзорных департаментов

23 января 2012, 11:07
В пятницу совет директоров Банка России одобрил реорганизацию департамента банковского регулирования и надзора в два самостоятельных департамента.

Цель структурных изменений — отделить методологию надзора (нормотворчество) от практического надзора (оценка финансового состояния конкретных банков и надзорное реагирование по итогам этой оценки), усилив тем самым последний, пишет «Коммерсант».

«Идея разделения методологической и надзорной функции существует уже давно: они очень сильно различаются, поэтому совмещать реализацию обеих функций одному человеку, руководителю единого департамента, затруднительно,— рассуждает один из собеседников "Ъ".— Учитывая масштабные задачи, стоящие по каждому из двух направлений, а также последние изменения в надзорном блоке, время для реорганизации, видимо, пришло».

В прошлом году Банк России покинул первый зампред, курировавший надзорный блок Геннадий Меликьян. Его уход совпал по времени с принятием решения о рекордной по сумме затраченных средств (почти 300 млрд руб.) санации Банка Москвы. Пост куратора надзора в должности зампреда ЦБ занял экс-директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский, сам же указанный департамент возглавил один из его заместителей Алексей Плякин. Именно он, по сведениям «Ъ», в новой структуре надзорного блока будет курировать практический надзор.

Методологическое направление, по сведениям агентства «Прайм», возглавит нынешний зампред Московского банка Сбербанка Василий Поздышев. До Сбербанка он долгое время работал в банковской группе BNP Paribas.

По сведениям «Ъ», разделение департамента на два новых — лишь составляющая часть усиления практического надзора. «Существует также идея сконцентрировать в департаменте практического надзора, на уровне центрального аппарата, надзор за крупнейшими банками — топ-15 или топ-20,— говорит один из собеседников «Ъ».— Это не означает, что главки в части взаимоотношений с этими банками останутся без работы, но их роль не будет основной».

Банк России, таким образом, снижает и собственные политические риски. «Разделение методологии и практического надзора отчасти снимает давнюю претензию к регулятору о конфликте интересов при установлении требований к банкам и контроле за их соблюдением, а потенциальная централизация надзора за крупнейшими игроками разрывает устойчивые цепочки связей между банками и территориальными главками ЦБ, которые способствуют сокрытию проблем на местах»,— говорит один из банкиров.