Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецрепортаж 66.ru: закулисье работы инкассаторов

6 декабря 2011, 12:00
Нас пустили в святая святых: штаб-квартиру и центр управления инкассаторской службы «Сбербанка».

Инцидентов с инкассаторами в Екатеринбурге не было уже лет десять. Но это не значит, что можно расслабиться.

И вот, в 8 утра — уже перестрелка. Виртуальная: в специально оборудованном тире. Это у инкассаторов такая зарядка.

Следом — разбор полетов и планирование дня.

Один из экипажей при нас получает нагоняй за невнимательность во время инкассации накануне. Удивляюсь: неужели их начальство тоже ездит в рейсы и исподтишка наблюдает? Позже оказалось, нет. Все гораздо техничнее.

ЦУП: центр управления, только не полетами, а поездками. Вся работа инкассаторов тщательно мониторится именно из этой секретной комнаты.

Машины напичканы камерами, микрофонами и GPS-передатчиками. Потому отсюда можно наблюдать за всем происходящим. Включая текущее местоположение, соблюдение маршрута, превышение скорости служебным автомобилем: нарушение ПДД не поощряется. Опоздания на объект — тоже.

С водителем и членами экипажа есть обратная связь: им можно позвонить напрямую в машину.

А вот и сам автомобиль: сделан на базе Ford Transit. Есть еще варианты на базе Volkswagen Crafter и других иномарок.

Transit тщательно доработали в столичной фирме.Теперь он с бронированными стеклами третьего класса защиты, радиоаппаратурой, камерами и кнопкой тревоги.

Из-под какого обстрела машина может выйти целой, видно на наглядном пособии. Пулю калибра 7.62 выдерживает!

Но незащищенные места у машины все же есть — это колеса...

Перевозимые ценности хранятся за решеткой. Для надежности.

Для еще пущей надежности все ценности упаковываются вот в такие кейсы:

Работает такой кейс по принципу «Не доставайся же ты никому!» Доступ — только по электронному ключу, а при взломе замка распрыскиваются специальные чернила, заливают ценности внутри, приводя их тем самым в неплатёжеспособное состояние.

Таким образом, хищение ценностей теряет всякий смысл: ни одним учреждением «грязные» деньги приняты не будут. Банк все равно ничего не потеряет — все застраховано, а злоумышленник только время зря потратит.

Но вернемся к средству транспортировки. Средний срок службы автомобиля — 5 лет. Куда потом? С недавних пор можно, например, перепродавать частникам. Раньше гражданским нельзя было зарегистрировать бронированную машину в ГИБДД. Теперь это реально.

Но этому «Форду» до утилизации еще далеко: тысяч 100 в километровом эквиваленте. Потому ранним утром он уже готовится к рейсу. Перед выездом — тщательная проверка на предмет наличия взрывных устройств и прочих пакостей. Водитель обходит вверенную ему машину с хитрым зеркальцем, просматривая закрома днища.

Его коллеги в этот момент получают оружие. Боевое.

Чтобы заслужить право носить огнестрельное оружие, персонал долго обучают и заставляют сдавать экзамены.

По ходу возникает вопрос, есть ли при отборе кандидатов в инкассаторы требование службы в армии или милиции? Ну, чтобы изначально знали, как быть со злоумышленниками и знать, куда надо стрелять.

Оказывается, прямого такого требования нет. Всему научат на месте.

Пользуясь случаем, интересуюсь, сколько нынче платят за рисковую работу. Средние зарплаты у парней — в районе 30 000 рублей.

— Но кто работать хочет, получает больше. Всегда есть варианты. — добавляет Иван Сидорук, зам.начальника отдела инкассации и перевозки.

У нас вариантов не было: посмотреть на инкассаторов в деле и проехаться с ними по объектам не удалось по соображениям безопасности. Опасность нападения все равно существует...

Хотя подобных инцидентов в городе, повторюсь, не было уже много лет. А вот в Питере было: ровно год назад, в конце декабря. Налетчики за несколько секунд расстреляли (наглухо) двоих инкассаторов и похитили несколько миллионов рублей...

На примере других разбирают типичные ошибки: кто не так шел, кто не так обозревал окрестности, а кто не удосужился держать руку на кобуре. И проводят соответствующие занятия с новобранцам.

В назидание.

Благодарим Уральский банк Сбербанка России и лично И.В.Сидорука, начальника отдела инкассации и перевозки управления инкассации, за познавательную экскурсию.

Репортаж: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский

Не вошедшие в основной материал фотографии можно посмотреть в «Фоторепортаже» ниже.