МТС первой из российских операторов связи вышла на рынок банковских услуг. В апреле сотовый оператор объявил, что будет выдавать кредитные карты в собственных розничных салонах. И это не привычный кобрендинговый проект. Несмотря на то, что банком-эмитентом карт «МТС Деньги» выступает МБРР, оператор предлагает кредитные услуги исключительно под собственным брендом.
Кредитки от МТС уже активно оформляют в столице, до Урала очередь дойдет в октябре 2011 года. Зачем оператор связи вышел на банковский рынок, насколько амбициозны его планы в этом сегменте — в интервью с директором по продажам и обслуживанию группы МТС Дмитрием Панфиловым.
В октябре на Урале появятся кредитки от МТС. Директор по продажам и обслуживанию группы МТС Дмитрий Панфилов объясняет такой шаг весьма просто: компания заинтересована в том, чтобы получать больше прибыли. А кобрендинговые проекты позволяют зарабатывать не так уж много. |
— Зачем сотовый оператор выходит на непрофильный для себя рынок банковских услуг?
— С помощью этого проекта мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, сама по себе услуга кредитования — интересный для нас продукт с точки зрения прибыли. В отличие от кобрендинговых проектов, здесь мы получаем не агентское вознаграждение, а участвуем в разделении прибыли с банком-эмитентом карт. При этом у нас есть готовая развитая сеть для продвижения услуги.
Как известно, основная расходная статья у банков — это затраты на содержание отделений. Зачастую на это уходит до 70% расходов. У нас уже работает около 2,4 тысячи собственных салонов, и было бы странно не воспользоваться этим конкурентным преимуществом.
Вторая задача — предоставление дополнительного сервиса клиенту. Воспользовавшись кредитом, он может купить не просто бюджетный телефон, а хороший смартфон. Купив смартфон, абонент начинает активнее выходить в интернет, пользоваться приложениями.
— Выход МТС на рынок кредитных карт означает, что вскоре салоны «МТС» будут не просто салонами связи, но и отделениями банка?
— Это не совсем так, потому что отделение банка предполагает более широкий спектр банковских услуг и обслуживания. Мы же делаем ставку на дистанционное обслуживание, чтобы люди активнее пользовались интернет- и мобильным банком.
— Расскажите подробнее о механике процесса?
— Неименную MasterCard Standard можно получить в день обращения в салоне, а именные MasterCard Standard и MasterCard Gold — в течение 10 дней после оформления заявки. Кредитный лимит на карте определяется индивидуально. Сумму лимита до 40 тысяч рублей одобряют в течение 15 минут, а лимит до 600 тысяч — в течение суток.
Эмитентом карт выступает «Московский банк реконструкции и развития» (МБРР). И именно банк определяет благонадежность заемщика.
— А кто диктует условия кредита — ставку, размер комиссий — банк или вы?
— Эти вопросы решаются совместно. Есть рабочая группа, которая обсуждает тарифную политику по пластиковым картам с банком.
— Риск невозврата несет на себе банк?
— Мы отдаем себе отчет и в том, что, разделяя с банком прибыль, мы должны разделить и риски. Это обоюдная ответственность.
МТС выпускает карты исключительно под собственным брендом. То, что эмитентом является «Московский банк реконструкции и развития», по внешнему виду кредитки определить невозможно. |
— Вам клиенты задают вопрос, почему кредит лучше взять у вас, а не в банке?
— Важно понимать, что, когда клиент приходит в салон за телефоном, работает совсем другая модель потребления. Ему не хочется идти в банк, сравнивать предложения разных игроков. Ему хочется вот этот телефон. Здесь и сейчас. Так что наши ключевые преимущества — это простота и скорость оформления, а также дополнительные удобные опции.
— Как дальше будут развиваться продукты на стыке банка и оператора связи?
— Карты будут интегрироваться с разными платежными сервисами, будет тесная связь банковского счета и мобильного. Например, уже сейчас клиенты «МТС Деньги» могут получать бонусы на мобильный счет за каждый платеж, можно настроить автоматическое пополнение счета с карты.
Привязка банковской карты к номеру телефона — это большой задел для развития мобильной коммерции в целом. Уже сейчас можно через мобильный телефон оплатить услуги более 3,4 тысяч разных поставщиков — мобильную связь, интернет, ТВ, ЖКХ, штрафы ГАИ и многое другое. Мы планируем, что мобильная коммерция станет одним из основных драйверов развития операторов в будущем.
— Счет мобильного телефона превратится в счет банковской карты?
— Не совсем так. Скорее номер телефона станет идентификатором расчетного счета в банке.
— Сколько вы намерены зарабатывать на банковских продуктах?
— Пока озвучивать планы еще рано — проект запущен в тестовом режиме. Точно могу сказать лишь о том, что к середине 2012 года мы легко преодолеем планку в миллион пластиковых карт и полмиллиона выданных кредитов в точках продаж.
Банк, тариф | Льготный период, день | Ставка по кредиту, % | Годовое обслуживание, руб. |
---|---|---|---|
МТС Деньги | 51 | 23, 35, 47 * | 500 |
Альфа банк, Классическая кредитная карта** | до 60 | 18,99 – 28,99* | 875 |
Ситибанк, MasterCard Standart, лимит 300 тыс. руб. | до 50 | 27,9 | 950 |
ОТП Банк, Тариф «Розничная кредитная карта» | 55 | 26,9 | 600 |
Банк 24, Тариф МИГ 24 | до 50 | 45* | 0 |
*Зависит от результатов рассмотрения заявки банком
**Карта выпущена в соответствии с анкетой-заявлением на получение кредитки