Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Репортаж о работе дежурного экипажа ГИБДД: По ту сторону

20 июля 2011, 09:00
Идея сделать репортаж о работе сотрудников ГИБДД, проведя день или хотя бы несколько часов вместе с дежурным экипажем, родилась давно.

Но реализовать ее удалось только в преддверии 75-летия Госавтоинспекции.

В этом нам помог руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых. Он организовал встречу с начальником ГИБДД УВД Юрием Замятиным. Он и определил нас с фотографом в один из дежурных экипажей.

Серебристые ВАЗы четырнадцатой модели самые популярные в автопарке ГорГАИ Екатеринбурга.

В 10:00 грузим фотографическое оборудование в и без того забитый под завязку оборудованием другого рода багажник патрульного автомобиля. Наши напарники: ст. лейтенант Станислав Куцекобыльский и мл. лейтенант Ильнур Гарифуллин.

— Что вы увидеть-то хотите? — спрашивает Станислав.

— Работу инспектора ГИБДД изнутри, — отвечаю. — То есть делаете все как обычно, а мы напишем об этом репортаж. Замятин сказал: «Будьте готовы, что в случае обнаружения в автомобиле оружия или наркотиков пойдете понятыми». Мы не против. Будет неплохо, если получится в погоне поучаствовать. А вот в перестрелке бы не хотелось.

— Это вряд ли. Спокойный режим, как обычно.

Мы направляемся к перекрестку улиц Московской и Ленина. Там на отрезке рядом с площадью Коммунаров, за пешеходным переходом, инспекторы будут нести дежурство.

— Есть мнение, что сотрудники ГИБДД вместо того, чтобы следить за безопасностью движения, двигаясь на патрульном автомобиле в общем потоке, просто встают на так называемые рыбные места — перекресток с какой-нибудь «заморочкой» или участок дороги с идеальным покрытием и забытым дорожниками знаком «40», и просто собирают штрафы.
— Сколько людей — столько мнений,
— отвечает Ильнур.

— Мы хотим узнать ваше.
— Вот на Ленина встанем, там утром загруженность, вечером загруженность. Нужно следить за ситуацией, — говорит Станислав.

Проезжаем мимо другого экипажа ГИБДД, остановившего автомобиль. Девушка-водитель, стоя перед инспектором, сосредоточенно разговаривает по мобильному телефону.

— Делает «звонок другу»? — говорю я, указывая на девушку.

— Может просто знакомому звонит, консультируется, — вступается наш фотограф Николай.

— Скажу только одно: мне запрещено в таких случаях брать в руки сотовый телефон водителя и с кем-то по нему разговаривать, — закрывает тему Ильнур.

Вот и нужный нам перекресток. Но прежде чем начать патрулирование, останавливаемся возле огромного колесного бульдозера, стоящего в правом ряду Московской и перекрывающего тем самым весь ряд.

— Топливо закончилось! — кричит из кабины бульдозерист. Он уже выставил знак аварийной остановки и связался со своей конторой, вызвав помощь.

— Меры, конечно, принял, — говорит Станислав. — Но головой-то тоже думать надо! Топливо посреди города закончилось!

Стоит отметить, что примерно через час возле трактора действительно появился бензовоз, канистрой тут не обойдешься, и бульдозер наконец освободил правый ряд.

Ильнур остается в машине, он будет выписывать протоколы, а Станислав, взяв в руки жезл и свисток, встает у края дороги и всматривается в даль.

Вот так перекресток видит инспектор. Даже отвлекаясь на разговоры с нами, он успевает заметить нарушение и остановить нужный ему автомобиль. Водители тоже видят инспектора в ярко-желтом жилете, видят они и патрульный автомобиль, но пропустить пешеходов успевают не все...

Не прошло и нескольких минут, как Станислав останавливает черный ВАЗ, тоже четырнадцатой модели: водитель повернул с улицы Московской под запрещающий знак, сделав левый поворот. Нарушитель садится в машину ДПС, а я, представившись, пробую заговорить с ним: «Можете в двух словах сказать, что произошло?» — тот молчит, как рыба об лед. Ильнур машет рукой, дескать, отстань от него. Отстаю.

Станислав тем временем останавливает серебристую Тойоту Town Ace. Водитель не пристегнул ремень безопасности, во время осмотра документов выясняется, что есть замечания и к написанной от руки доверенности на управление — много исправлений.

— Вы добьетесь, что выйдет указ ездить только по генеральной доверенности. Вам это надо? — корит пожилого тойотовода инспектор. Супруга водителя, а по совместительству и владелица автомобиля, сидит рядом и мило улыбается.

В итоге за ремень — штраф, за доверенность — предупреждение. Разговор с водителем «Тойоты» тоже не заладился. На этот раз не приставать попросил Станислав. Да понимаю я, что человек нервничает, мне бы тоже было неприятно. Но с другой стороны, что такого: он же не в массажный салон пришел, а мы ему расслабится не даем.

Первое время инспекторы относятся к нам настороженно. Будто мы контрразведка какая — полиция полиции. При этом один с диктофоном, другой с фотоаппаратом — жуть! Со стороны же мы напоминаем незадачливых водителей, нарушивших правила, а теперь доказывающих свою невиновность инспектору в задушевном разговоре. Николаю в тот день позвонили знакомые и поинтересовались: «За что тебя тормознули? Мы видели, ты стоял с гаишниками рулился».

Ну действительно, о чем еще разговаривать гражданскому человеку с инспектором, кроме как о смягчении наказания? Оказывается, варианты все же возможны. К Станиславу подходит пешеход и задает вопросы по поводу прохождения техосмотра.

— Вы еще и консультации даете?
— А как же. Выходит новое постановление, народ либо не читает его, либо читает, но не понимает, вот и приходится разъяснять. Когда в силу вступают новые правила, мы первое время останавливаем нарушителей, но не штрафуем, ограничиваясь предупреждением.

— Ну а вообще как часто предупреждением дело заканчивается?
— В очень крайних случаях. Бабушки, дедушки
41-го, 39-го года рождения. 37-го! Эти и правда уже могут знак не заметить. Остановишь, говоришь: езжайте аккуратней. Еще от характера нарушения все зависит. Проезд на запрещающий сигнал светофора — какое тут предупреждение!

Эта Honda Fit остановилась прямо на пешеходном переходе, водитель включил «аварийку». Позже выяснилось, что автомобиль только что купили, пока ехали, загорелся «чек».

— Они ведь видят вас, почему пешеходов не пропускают? — спрашиваю у Станислава.
— Нужно дождаться, когда пешеход пройдет перед тобой и только тогда начинать движение, а не перед пешеходом, даже если он далеко, — объясняет он. — В Москве люди так деньги делают! Просто ударяют в бок проезжающего перед ними автомобиля.

В правилах же четко сказано: увидев знак «пешеходный переход», водитель должен быть внимательным и быть готовым снизить скорость. Всякое же бывает, вот, например, случай. Мать с ребенком стояли на обочине дороги, мать пьяная, ребенок вырвался и побежал. Попал под машину. Насмерть. Водитель ничего сделать не успел и не смог, зимой дело было. Человека оправдали. Свидетели подтвердили, что ребенок сам вырвался. И женщина действительно пьяная была. Но сколько того водителя по разным инстанциям потаскали... Да и за руль после этого случая долго садиться не мог, у него у самого четверо детей...

— Или вот тоже: человек видит, что транспортное средство в соседнем ряду остановилось перед пешеходным переходом, значит, скорее всего, кто-то там переходит, даже если он пока вне поля зрения. Остановись, убедись. Нет, продолжают движение. Сколько так пешеходов сбили...

Ну и пешеходы, конечно, хороши. Многие себя вообще участниками движения не считают.

На Посадской переходов полно. Причем рассчитывали ведь, где именно провести, учитывая структуру домов, ну этим дорожные службы занимаются. Пешеходы ходят между «переходниками»... Начинаешь с ними разговаривать, они: «А почему возле моего дома не проложили!»

Зеленая «десятка» — опять водитель не пропустил пешеходов. Дяденька начинает спорить, дескать, пропустил. И оспаривает! Станислав его отпускает.

— Я говорю: не пропустил, он говорит: нет, пропустил, — рассказывает Станислав. — Плохо видеорегистрации на этом автомобиле нет.

— Сказал бы, фотографии есть! — смеется из машины Ильнур, показывая на колин фотоаппарат.

Знал бы я, что этого водителя отпустят, подошел бы и постарался вникнуть, в чем там «секрет», а так, памятуя о том, что не стоит лишний раз нервировать нарушителей, в разговор не встревал. Станислав же вдаваться в детали тоже не стал.

Инспектор останавливает темно-зеленую «Газель» с армейскими черными номерами — водитель не пристегнут ремнем безопасности.

— Вроде как ВАИ должно ими заниматься? спрашиваю.
— Всех на общих основаниях. Офицеров, контрактников, всех кроме срочников. Здесь составляется рапорт и отправляется в ВАИ гарнизона.

«Символы власти» — свисток и жезл. Последний я по недомыслию назвал палочкой, после чего мне популярно объяснили, что это жезл и ни что иное. А палочка — у Гарри Поттера.

— Как вы относитесь к тому, что, скажем, какой-нибудь Lexus останавливается в неположенном месте и включает аварийку. Дескать, сломался.
— Да всяко бывает, —
пожимает плечами Станислав. — Бывает и правда сломался. Подхожу, что случилось? Колодки заклинили, говорит. И буксируем, и сами толкаем, всяко бывает.

— Машинам, на которых мы ездим, все удивляются. Из Башкирии приезжают, из Татарстана. Почему у вас такие машины?
— А у них там что, Lamborghini?
— Да нет, «Фокусы». Даже в области машины лучше.
— Но штрафы же поступают в ваш бюджет?
— Мы не знаем, куда конкретно поступают эти средства.

— Правда, что мотоциклисты для вас представляют чисто академический интерес? Ведь вы не сможете при необходимости их догнать и задержать.
— Их скорость — палка о двух концах. Человек без шлема едет. Начинаешь его останавливать, он не останавливается, начинаешь преследовать, у него так или иначе начинается мандраж, да и у многих, как выясняется, опыта большого нет. В результате попадают в такие ДТП... И потом тебя же обвиняет.

У мотоциклистов, у них же как: или никаких документов нет, или все в порядке. Третьего не дано. Тоже был случай: останавливаем человека на мотоцикле BMW, а у него фирменная экипировка такая, что он не может достать документы! Вот он нам и говорит: «Вы ребята ерундой занимаетесь. Вот если бы я не остановился, что бы вы сделали?»

— Вы же можете сообщить на следующий пост?
— Можем. Но он и мимо них проедет, не остановится.

Слева направо: микрофон «обычной» рации, пульт управления спецсигналами, микрофон цифровой рации, монитор системы ГЛОНАСС.

— Ну а вообще часто в погонях приходилось участвовать?
— Да, приходится. Забавный момент был. Останавливаем машину, она не останавливается, не помню уже, что за марка была. Мы тормозим Subaru WRX, прыгаем в нее — и в догонку. Водитель Subaru, как он сказал, был на отдыхе и ему эта погоня — развлечение. В общем, догнали — тот пьяный. Спрашиваем: «Почему не остановились?». А он говорит: «Я так посмотрел, что вы на «четырке», меня догоните что ли?»

— А если с автомобилем, который вы использовали для преследования, что-нибудь случится?
— Водитель сам согласился, он сам и догоняет. Имеет право не согласиться. На Audi ТТ преследовали «Газель». Газелист во двор. Мы за ним на Audi тоже во двор, а там яма, аж днище ободрали. Я говорю водителю «тэтэшки»: «Ты что делаешь?», а он: «Да ладно, чего там».

Догонишь — они: «Я вас не заметил», «Я не понял ваши жесты», — раньше за такую непонятливость арест на 15 суток накладывался. А сейчас 700 рублей.

Снизу на панели еще один радиопередатчик, инспекторы им пользуются, когда покидают машину.

Тут Станислав выхватывает черную «Мазду 3» — не пропустил женщину на пешеходном переходе. Через некоторое время возвращается и, смеясь, цитирует водителя Мазды: «Вы учитывайте, что у меня музыка орет и я по навигатору еду!»

— Что, и такие оправдания бывают?
— Да это еще что. Бывает вообще по «односторонке» потоку в лоб едут: «А у меня навигатор так показывает!» Вчера буквально жену с работы забирал на своей машине, женщина мне навстречу по «односторонке» едет. Я подъезжаю к ней в лоб, вплотную, показываю: дескать, улица-то односторонняя. Она такая: «Аааа...» — разворачивается и едет в обратном направлении.

— Вы ведь не можете, будучи не при исполнении, остановить нарушителя?
— Я могу остановить и вызвать экипаж.

Для демонстрации «крякалки» Ильнур отъехал подальше от оживленного перекрестка, дабы людей не пугать. Звук действительно очень громкий. Говорит, жалоба от простых граждан на необоснованные действия спецсредствами может ему очень дорого стоить.

— Еще такой вопрос. С появлением аварийных комиссаров работы у вас действительно меньше стало? Насколько знаю, водители и при мелких ДТП все так же активно вызывают именно ГИБДД.
— Так тут все просто. Комиссары платно, а ГИБДД бесплатно! Я водителям объясняю: вызвали комиссаров, заплатили им деньги, взяли квитанцию. Потом, когда страховая начисляет выплаты, она и эту сумму должна учитывать. Или звонят: «У меня нет второго участника!»

Подстав много. Шоркнулся. Приезжаем на место, начинаем регистрировать. Потом выясняется, что царапины несвежие. Да и по разговору понимаешь, что врет.

Цифровую рацию инспекторы используют во время сопровождения. У нее лучше защита от прослушиваний. При использовании обычной связи нередки случаи, когда в разговоры сотрудников ГИБДД вмешиваются радиохулиганы!

— Ну а как вам переход из милиции в полицию? К чему он на деле свелся?
— Мы сдаем зачеты, стреляем, проходим тесты на компьютерах. Кто-то годом раньше, кто-то годом позже, чтобы вала не было.

— То есть часть личного состава — милиция, а часть — полиция?
— Да у нас в стране все так. Вот передачу смотрел, Евгений Енин ведет. Про техосмотр. Сидят представительные люди, управляющие страховых компаний и прочие. Он им вопросы задает. Мнение у всех одно: забрать техосмотр у ГИБДД. Ну ладно, это понятно. Енин их спрашивает: «А чем лучше будет, когда техосмотром займутся гражданские структуры?» И никто ничего вразумительного ответить не может! «Поживем, увидим», — говорят. Получается, никто даже не думал, не просчитывал, к чему это приведет?! Опять наобум.

Монитор ГЛОНАСС.

Когда мы уже решили отстать от инспекторов (ребята предложили подвезти Николая с его оборудованием) и возвращались домой, услышали сообщение по рации:
«По угону автомашины. С Маневровой, 19, четырнадцатая модель серебристого цвета, гос. номер: Сергей, 419, Харитон, Татьяна, 96-й регион. Автомашина 11-го года выпуска, сигнализацией не оборудована. Повторяю...»

— Насколько эффективен план перехват? — спрашиваю у сотрудников ГИБДД.
— Да когда как. Если это было час назад, да даже полчаса назад, угонщик уже может за пределами города быть...

— А имена, которыми обозначены буквы в серии номера, какие-то определенные? «Х» это только Харитон, а не Хавронья, а «Т» это Татьяна и никто больше?
— Не задумывались даже, давно так заведено.

— А сами давно в ГИБДД работаете?
Выяснилось, что Ильнур с 1997 года, а Станислав с 1992.

— Вы все время в паре друг с другом работаете?
— Да почему, меняют нас. Меняют участки, сегодня здесь, завтра там.

Вечером этого же дня мы еще раз встретились с Николаем, и пока стояли на улице, обсуждая свои дела, мимо проехала патрульная машина ГИБДД.

— Смотри, — говорю, — Коля, не наши знакомые?
— Ты знаешь, я тоже эти серебристые «четырнадцатые» начал сильнее обычного замечать! Взгляд сам в потоке выхватывает!
— засмеялся наш фотограф.

Да, а еще, пожалуй, мы стали смотреть на них немного иначе.

ВАЗ-2114
Двигатель
бензиновый,
с распределенным
впрыском
Число и расположение
цилиндров
4, в ряд
Рабочий
объем, см³
1596
Макс. мощность,
л.с./об./мин.
81/5200
Макс. крутящий
момент, Нм/об./мин.
120/2700
Привод
передний
Коробка передач
5-ступенчатая,
механическая
Передняя подвеска
независимая, пружинная,
McPherson
Задняя подвеска
полунезависимая,
пружинная
Передние тормоза
дисковые
Задние тормоза
барабанные
Максимальная
скорость, км/ч
158
Время разгона
0-100 км/ч, с.
13,2
Размеры, мм
длина
4122
ширина
1650
высота
1402
колесная база
2460
дорожный просвет
170
Снаряженная масса, кг
985
Шины
175/70 R13
Объем
багажника, л
330/632
Расход топлива,
л/100 км
городской цикл
8,9
загородный цикл
смешанный цикл
7,6
Емкость топливного
бака, л
43

Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области

.

Фотограф: Николай Ковалевский.