Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

BRP Can-Am Commander: Больше ям, больше газу

27 июня 2011, 13:25
тест-драйв
Рев мотора, гул вариатора. Под колесами скользкая лесная глина, а по краям дороги мелькают сосны. По лесу так не ездят! Если только у тебя не раллийный болид или квадроцикл side by side Commander.

Да, именно — квадроцикл side by side (бок о бок), так решили маркетологи Bombardier Recreational Products. Хотя подобную технику часто называют и мотовездеходом, и квадробагги. Этот новый вид транспортного средства появился относительно недавно, в 2003 году, тогда Yamaha выпустила модель Rhino. Так что единое название еще не устоялось.

После «Ямахи» в эту вновь образованную нишу ринулись Polaris и Arctic Cat, а затем японские компании Honda и Kawasaki. Дошло до того, что мотовездеходы с самосвальным кузовом начали выпускать фирмы, специализирующиеся на строительной технике: Bobcat и Caterpillar. Отметились и китайцы, о тест-драйве «сайд бай сайда» CFMoto Z6 вы можете прочесть на страницах нашего портала.

Но специалисты BRP не торопились ввязываться в бой. Собирали разведданные, стягивали силы. И наконец ударили по всем фронтам, выпустив на рынок модель Commander.

Can-Am Commander (под брендом Can-Am компания производит квадроциклы) действительно получился одновременно и очень спортивным, и очень практичным.

Нулевой передний свес и очень короткий задний. Дорожный просвет 279 мм. Двигатель, V-образная двойка, расположен поперечно, в аккурат между сиденьями, для идеальной развесовки. Каркас безопасности из трубы толщиной 51 мм.

Но это нам еще предстояло выяснить. А пока мы сидим на инструктаже, который ведет сам Олег Майоров — руководитель екатеринбургского Оff-road-клуба и организатор многих внедорожных соревнований. Олег призывает беречь технику, говоря о том, что колотят ее обычно журналисты. При этом смотрит на меня: «А что я! Я аккуратно».

Мероприятие, в котором мы приняли участие, — федерального значения. Называется Can-Am Off-Road Week. Его цель — масштабное тестирование техники Can-Am 2011 модельного года.

Тестирование и правда масштабное, длится уже не первый день. В нем принимают участие и клиенты дилерских центров, и сами представители этих центров — надо же знать, как едет то, что продаешь — и журналисты профильных изданий, приехавшие из Москвы.

На стоянке нас ждет шеренга «Коммандеров» в фирменной желто-черной раскраске. Мотовездеходы уже грязные, и в этом есть своя романтика.

Чуть левее шеренга квадроциклов. Классических.

На мототехнику BRP устанавливаются двигатели австрийской фирмы Rotax, которая уже более сорока лет входит в состав канадской компании. Мотор «Коммандера» 800R (799 см3) выдает 71 лошадиную силу, превосходя по этому показателю не только равные по объему двигатели конкурентов, но и 1000-кубовый Arctic Cat Prowler.

Причем если в автомобильном мире прямое сравнение с конкурентами в рекламных роликах и буклетах как-то не принято, то в мире внедорожной мототехники это в порядке вещей! У конкурентов так, а у нас вот этак, и при этом у нас сплошные плюсы! Рынок меньше, борьба жестче, конкуренты прямейшие дальше некуда.

Потому рекламщики BRP смело указывают на то, что литровый Rotax на 33% мощнее пресловутого «Арктик Кэта», а сам Commander-1000 еще и наилучший в классе по отношению мощности к массе. Все мотовездеходы, представленные в тесте, именно с таким двигателем.

Сложно сказать, насколько востребованными в России будут грузовые возможности «Коммандера». Такую технику у нас обычно используют сугубо в развлекательных целях. Тем не менее, канадские разработчики приложили все усилия для того, чтобы их детище было еще и максимально полезным в хозяйстве. Кузов самосвального типа; причем ручки, потянув за которые, его можно опрокинуть, расположены с обеих сторон.

Грузоподъемность 181 кг. Но это только на верхней платформе. Внизу есть еще один...

...как пишут в буклетах, водонепроницаемый отсек на 91 кг. Итого 272 кг. Неплохо, вот только герметичностью тут и не пахнет, после заездов в отсеке скопилась грязная вода.

При необходимости перегородку, разделяющую верхний и нижний ярусы, можно убрать. Можно снять и оба откидных борта, можно демонтировать и сам кузов — что и делают любители внедорожных соревнований для снижения массы мотовездехода.

Еще одна техническая особенность «Коммандера», вызывающая гордость разработчиков и очередное желание маркетологов «пнуть» конкурентов, — подвеска. Спереди применена популярная для такого рода транспортных средств, да и для автомобилей тоже, двухрычажка с А-образными рычагами.

Но ее геометрия такова, что колеса при движении по неровностям перемещаются только вертикально — без лишних смещений в сторону. Благодаря этому мотовездеход не склонен к рысканью на ухабах. Кроме того, эта подвеска обладает еще и антиклевковым эффектом.

Щиток, прикрывающий ШРУС, пластиковый. Дополнительно можно заказать металлическую защиту, она больше по площади — закрывает практически весь узел.

Сзади — независимая подвеска с продольными рычагами (ТТi). Такая конструкция уже прерогатива мототехники и широко применяется на обычных квадроциклах Can-Am.

На этом снимке продольный рычаг прячется под пружиной с амортизатором. Рычаги соединены стабилизатором, который перед штурмом очень серьезного бездорожья можно и отсоединить, открутив несколько болтов. Впрочем, ходы подвесок и так более чем достаточные — 254 мм, как спереди, так и сзади.

Две ступеньки Commander даже не почувствовал.

Для любителей «погорячее» канадцы предлагают версию Commander-1000Х, главным отличием которой являются амортизаторы Fox Racing Shox HPG с выносной камерой и возможностью регулировки демпфирования хода сжатия и хода отбоя, а также предварительного натяжения пружины.

Внешне «Икс» можно отличить по немного иной раскраске, а также защите порогов и 12-дюймовым колесам с блокирующими кольцами, предотвращающими разбортирование колеса во время движения мотовездехода на спущенных шинах.

По окончанию инструктажа, получив шлемы, дождевики, перчатки и прочую амуницию, рассаживаемся по машинам — кто в «Коммандеры», кто на квадрики. Погода хмурится, и я выбираю Commander с опционной пластиковой крышей. По дороге мы, конечно, будем меняться техникой, но все же... Забегая вперед, скажу: когда пошел хороший дождь, я сидел верхом на квадроцикле.

Наличие крыши предусматривает салонное зеркало (боковых не бывает) и потолочные «портмоне». При необходимости на крышу можно установить четыре дополнительных фары, а также дооснастить Commander низким либо полноразмерным ветровым стеклом.

Внутри не сказать что очень уютно: жесткий, легко моющийся и устойчивый к повреждениям пластик, но по-спортивному удобно. Спиной ощущаешь жесткое, но неплохо спрофилированное сиденье с развитой боковой поддержкой, а в руках — будто снятый с раллийного автомобиля трехспицевый «бублик».

Сиденье водителя регулируется только по длине, пассажирское не регулируется вовсе, но в дополнительных регулировках нет необходимости — посадка почти оптимальна для человека среднего роста. Предусмотрена возможность снятия обоих кресел и использование их на привале в качестве походных стульев!

Трехточечные ремни есть на многих мотовездеходах, но канадский side by side оснащен еще и страховочными сетками на случай опрокидывания. К тому же если водитель не пристегнул ремень безопасности, двигатель не будет развивать максимальную мощность. Почему бы на автомобилях так не сделать?

На первый взгляд спортивный профиль рулевого колеса на вездеходе не особо уместен, но руль не только легко вращается (даже если колеса в грязи), но и в меру острый. Большой ЖК-дисплей русифицирован и выводит массу информации, смотреть на которую во время движения некогда!

Рулевая колонка регулируется по высоте вместе с приборной панелью.

Все «Коммандеры» оснащены противоугонной системой DESS (Digitally Encoded Security System), в комплект которой входят два «лайт»-ключа, ограничивающие скорость до 40 и 70 км/ч. Максимальная же скорость производителями такой техники по традиции не указывается. Приходится измерять ее опытным путем, естествоиспытатели приводят цифры порядка 115 км/ч.

Полный привод подключается с помощью клавиши, расположенной над ключом зажигания, делать это рекомендуется стоя на месте. Рядом кнопка максимальной мощности. Большая рукоятка на центральном тоннеле — это дополнительный поручень для пассажира, а не рычаг ручника, как может показаться на первый взгляд. Ручного тормоза нет вообще, только режим «паркинг» у вариатора — а зря, на бездорожье вещь полезная.

Звучит команда: заводите моторы. Включив зажигание, нажимаю на кнопку «старт», справа от меня, рявкнув, просыпается двухцилиндровый четырехтактник. После того как обороты выровнялись, с удивлением замечаю, что «мотоциклетный» мотор работает неожиданно тихо.

В ходе поездки выяснилось и еще одно приятное обстоятельство. Если на квадроциклах тепло от двигателя со временем начинает припекать левую ногу (даже через непромокаемые штаны, одетые поверх джинсов), то более объемистый мотор «Коммандера», укрытый кожухом, такого дискомфорта не доставляет.

Лебедка BRP XL-400 развивает тяговое усилие 1814 кг. Снаряженная масса «Коммандера» 587 кг.

Перевод селектора вариатора в режим «Н» (прямая передача), несмотря на то, что педаль тормоза нажата, сопровождается ощутимым толчком в трансмиссии. Как выяснилось позже, даже на небольших уклонах side by side, в отличие от автомобилей с автоматическими коробками, скатывается назад, хоть на прямой, хоть на пониженной передаче. Потому при троганьи приходится быстрее продавливать педаль газа, которая первое время казалась очень задемпфированной.

Днище почти абсолютно гладкое. Специально наезжая на торчащие из земли большие камни (в пределах разумного), я приложился днищем только один раз! Причем этот контакт прошел так буднично... что даже неинтересно.

На инструктаже нам велели ориентироваться на позади идущую машину. Если она отстает, следует сбавить скорость, а при необходимости и остановиться. Если все будут так делать, колонна никогда не разорвется. Я веду последний из четырех «Коммандеров», за мной колонна квадроциклов, которая постоянно отстает по причине того, что первый квадр едет ну очень медленно. Его водитель первый раз в жизни оседлал подобную технику.

Останавливаюсь. Жду. Снова останавливаюсь, снова жду. Водитель «Коммандера» №3 меж тем никого не ждет, и голова колонны отрывается все дальше и дальше. «Бибикнуть» нельзя — звукового сигнала нет, а кричать «Эй, подождите нас!» в шлеме бесполезно. Наконец мне все это надоедает. В конце концов дорога одна, не потеряются, а во главе и в хвосте колонны организаторы с рациями — договорятся. И я начинаю догонять ушедшие вперед «Коммандеры».

Вот так фотоаппарат видит дорогу, когда Commander несется через лес. Человеческий глаз воспринимает все четче, но тоже слегка размыто.

Скорость более 30 км/ч. Тогда мне казалось, это много, потом, вкатившись, разгонял машину под 60. Не забывайте, что дело происходит на лесной дороге. Ямы, булыжники, небольшие бревна поперек дороги — пустяки. Ловлю себя на том, что специально начинаю наезжать на камни или направлять вездеход в придорожные ямы. Но потом бросаю это «скучное» занятие — «Коммандеру» все равно!

Подвеска при поддержке высокопрофильных мягких покрышек Maxxis Bighorn остается комфортной в любом режиме. Иногда однако хочется приподняться на сиденье, уперевшись в спинку кресла, дабы не отбить пятую точку, но это ничем не подтвержденная «защитная реакция организма».

После нескольких остановок и смены техники в колонне все смешалось — люди, «кони»...

Side by side отлично слушается руля, полностью оправдывая применение спортивного штурвала. Главное — не забывать, что под колесами мокрая глина и, если неправильно рассчитаешь траекторию, остановиться перед сосной не успеешь. Но каркас и ремни безопасности все же вселяют уверенность, и лично мне ехать на «Коммандере» хотелось быстрее, нежели на любом из опробованных квадроциклов.

Большую часть предложенного бездорожья Commander проходит на заднем приводе, прямой передаче и с активированной «максимальной мощностью». Заднего дифференциала нет, передок подключается жестко 50/50. И только на передней оси стоит фирменная вискомуфта Visco-Lok. Что, опять же, преподносится как преимущество над системами, где передний дифференциал блокируется принудительно — не надо задумываться, когда включить, меньше нагрузка на трансмиссию. Так ли это — судить не берусь, нужно сравнивать обе системы, и в более жестких условиях.

Ушедшие вперед «Коммандеры» нагнал быстро. Они тоже остановились, дожидаются остальных. Наконец все в сборе, двигаемся дальше. Впереди брод с твердым дном и глубиной немного выше ступиц колес. Вспоминая, как протекал и швырялся грязью в лицо китайский CFMoto Z6 (да простят меня продавцы канадской техники за это упоминание!) еду аккуратно.

Но быстро понимаю, что такая осторожность ни к чему. Конструкция оперения «Коммандера» хорошо держит волну, и забрызгать одежду или специальные очки можно, только если влететь в лужу на полном ходу. Про отсутствие протечек и говорить нечего.

Даже после таких грязевых ванн одежда практически чистая.

И раз уж зашел разговор о китайском мотовездеходе, ставшем моим первым опытом знакомства с подобной техникой, отмечу, что Can-Am Commander превосходит его на две головы по всем параметрам. Включая не только качество изготовления и технические характеристики, но и подход к конструированию в целом.

Понимаю, что сравнивать не этично, но мне пока больше не с чем. Правда и стоит Commander в три раза дороже, цены начинаются от 965 000 рублей. Но он того стоит! Да, за эти деньги можно приобрести неплохой кроссовер. Но если в первую очередь нужны именно внедорожные свойства, а здесь Commander легко составит конкуренцию подготовленному профессиональному внедорожнику, понимаешь, что по соотношению цена/проходимость найти что-либо, равное «Коммандеру», сложно.

Конечно, Commander не автомобиль и не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования, но в случае использования его близь загородного дома, для объезда собственных владений эта проблема отпадает сама собой.

Полный привод и понижающую передачу пришлось задействовать только на паре крутых подъемов и таких же спусках (это гора не в счет). Но уж если видишь перед собой серьезный подъем, мобилизовать трансмиссию лучше заранее. Экипаж идущего впереди «Коммандера» вспомнил о полном приводе, только когда, сорвав в букс задние колеса, начал катиться назад. А когда все же подключил передок, тронуться с места удалось не сразу. При переносе ноги с тормоза на газ мотовездеход продолжал съезжать назад. Вот бы где ручник пригодился!

А как же классические квадроциклы, на которые я пересел после того, как прокатился на «Коммандере»? Положа руку на сердце скажу: мне как автомобилисту, сидя в автомобильном кресле, держась за автомобильный руль и работая автомобильными педалями, преодолевать бездорожье гораздо легче! Да и спокойней как-то: не боишься, что опрокинешься. Так что мой выбор — Commander.

BRP Can-Am Commander 1000
Двигатель бензиновый, с впрыском,
4-тактный, SOHС
Число цилиндров 2
Рабочий объем, см³ 976
Макс. мощность, л.с. 85
Макс. крутящий
момент, Нм
Привод подключаемый полный
Коробка передач вариатор с понижающей
передачей и системой торможения
двигателем
Передняя подвеска независимая, пружинная,
с двумя А-образными рычагами и
предотвращающей клевки геометрией
Задняя подвеска независимая, пружинная (TTi)
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Максимальная
скорость, км/ч
~ 115
Время разгона
0-100 км/ч, с
Размеры, мм
длина 3004
ширина 1489
высота 1829
колесная база 1925
дорожный просвет 279
Снаряженная
масса, кг
587
Шины передние/задние 27х9х12 27х11х12
Грузоподъемность
багажника, кг
272 (181 верхний отсек,
91 нижний отсек)
Расход топлива,
л/100 км
городской цикл
загородный цикл
смешанный цикл
Емкость топливного
бака, л
38

За помощь в проведении теста благодарим официального дилера марки BRP, компанию «Оками Спорт» и Оff-road-клуб Екатеринбург.

Автор: Константин Георге,
Фотограф: Николай Ковалевский.